НА ПУТИ СОХРАНЕНИЯ ВЕРНОСТИ ЕВАНГЕЛЬСКОМУ УЧЕНИЮ
(Краткий исторический обзор о преемственности в учении и рукоположении)
В августе 1921 года в г. Одессу для проповеди полного Евангелия прибывают со своими семьями посланные Духом Святым Иван Ефимович Воронаев и Василий Романович Колтович.
Через год, осенью 1922 года, в результате их проповеди образуется первая «Церковь христиан веры евангельской», крещенных Духом Святым, пастором которой избирают И. Е. Воронаева. В 1923 году церковь насчитывала уже более 200 человек.
В 1924 году Иван Ефимович собирает на ул. Чичерина 91 первый Одесский съезд Христиан веры евангельской (ХЕВ) от более чем 100 новых общин, на котором был учрежден Областной Союз ХЕВ. И. Е. Воронаев был избран председателем, В. С. Павлов - заместителем, В. Р. Колтович - казначеем. С того времени И. Е. Воронаев избирается на каждом последующем съезде ХЕВ. Он стал признанным руководителем братства ХЕВ.
В 1925 году на Втором Одесском областном съезде было принято первое «Краткое Вероучение ХЕВ» для руководства им в каждой общине. На этом же съезде принимаются решения о создании Всеукраинского Союза ХЕВ и об издании ежемесячного журнала «Евангелист».
В «Кратком Вероучении ХЕВ» содержится 24 пункта:
1. О Священном Писании,
2. О Боге,
3. Откровение Божие,
4. О Сыне,
5. О Духе Святом,
6. О спасении,
7. Установления Христовы для верующих в Него (водное крещение, о вечере Господней),
8. Об обетовании Бога Отца,
9. О втором Пришествии Христа,
10. О тысячелетнем царстве,
11. Огненное озеро,
12. Новое небо и новая земля,
13. О молитве,
14. О государственной власти,
15. Наше отношение к политическим партиям,
16. О церкви Христовой,
17. Обязанности членов общины (церкви),
18. Отношение общины к пресвитерам,
19. Пресвитеры и наставники,
20. О браке и об отношениях супругов друг к другу,
21. Отношение родителей к детям и детей к родителям,
22. Отношение к старикам,
23. Отношение к вдовам,
24. Молодые люди.
Характерные черты Вероучения, принятого в 1925 и изданного в 1926 году, отличающие его от учений других мировых пятидесятнических движений, можно видеть в 7-м, 14-м и 15м пунктах.
7. О вечере Господней: «Пред совершением Вечери Господней мы также соблюдаем заповедь Христа относительно омовения ног друг другу (Ин.13:1-17; Мф.28:20; Мк.13:37), чтобы наши ноги были чистыми и прекрасными, дабы они более не ходили широкими путями, а следовали по следам Христа (Ис.52:7; 1Пет.2:21) тесными вратами и узким путём» (Мф.7:13-14).
14. О государственной власти: «...только в отношении служения Богу мы признаём недопустимым человеческое вмешательство, и мы отдаём кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21).
15. Наше отношение к политическим партиям2 : «Христос говорит: «Царство Моё не от мира сего» (Ин.18:36). А потому мы, будучи членами духовного тела Его, т.е. церкви Его на земле, не вступаем ни в какие политические партии и не принимаем в них никакого активного участия. Что же касается гражданского долга и отношения к государственным выборам, то каждый по своей совести перед Богом подаст свой голос за тех, кто стремиться в мире и любви достичь блага народу, без всякого насилия».
Этих принципов неуклонно держалось всё братство ХЕВ от времени своего возникновения. Исключение было допущено руководством Союза ХЕВ в 1927 году под сильнейшим нажимом ОГПУ. Вопреки ленинскому декрету, предоставлявшему право на альтернативную службу, под угрозой закрытия Союза, церкви навязывалось принять внутреннее установление об обязательной службе в армии «наравне со всеми гражданами», т.е. добровольно отказаться от гражданского права на альтернативную службу в соответствии со своей совестью. На этот компромисс с властями по отношению принятого в 1925 году «Краткого Вероучения ХЕВ» Правление пошло с единственной целью: сохранить легальный Союз. Как известно, Съезд ХЕВ в 1927 г. принимает постановление об обязательном для ХЕВ участии во всеобщей воинской повинности «наравне со всеми гражданами», что фактически являлось отступлением от первоначально провозглашенной веры на основании доброй совести, в угоду политике. Множество церквей отвергли это решение. Известен случай, когда один из делегатов этого Съезда приехал в свою церковь и объявил о принятом решении, но церковь не пожелала подчинится этому постановлению Съезда, принятому вопреки Слову Божьему, а делегата, участвовавшего в принятии такого решения, постановили отлучить от церкви. Так в братстве появилось разделение по признаку чистоты и бескомпромиссности стояния в Учении и вере Христовой. Всё это свидетельствует о духовной зрелости церквей к тому времени, способных встретить надвигающееся испытание скорбями лицом к лицу, уже независимо от линии, занятой руководством легального Союза. Известно также, что И. Е. Воронаев на региональных братских встречах, желая примирить порождённое таким решением разногласие, разъяснял, что данное решение было принято для властей, требовавших этого решения, однако в практике нужно неукоснительно держаться Евангельского учения. Но было уже поздно. Даже такой компромисс с атеистическими властями не сохранил легальный Союз ХЕВ, а 7 января 1930 года И. Е. Воронаев, вместе с рядом других членов Правления Союза ХЕВ, был арестован и Союз был закрыт. Репрессиям подверглись все, независимо от того, кто стоял на стороне компромисса, и кто не принял его, но стоявшим прямо пред Господом было гораздо легче в гонениях, имея добрую совесть в основании своей веры. Последствия компромисса были правильно оценены и самим И. Е. Воронаевым. На пути многолетних страданий в сталинских лагерях он показал верность Учению и своей мученической кончиной засвидетельствовал веру, достойную подражания (Евр.13:7).
Ещё одним характерным моментом вероучительной практики Союза ХЕВ являлось фундаментальное отношение к Учению о совершении рукоположений при поставлении священства. Как следует из документов Воронаевского периода, совершать рукоположения могли лишь поставленные на это служение старейшие пресвитеры (епископы; прим. редакции), которых насчитывалось 7-8 человек на весь многотысячный Союз ХЕВ. Ни одна церковь не имела права решать вопрос рукоположения самостоятельно. Для совершения рукоположения церковь передавала Правлению Союза ХЕВ просьбу прислать одного из этих начальствующих служителей.
После ареста И. Е. Воронаева руководство переходит к члену Правления Союза ХЕВ Г. Г. Понурко. Его работу приостанавливает арест в 1935 году. Однако перед войной Гавриил Гаврилович был освобожден и возобновил свой труд в братстве. В 1942 г. он собирает Съезд, который, в связи с активной работой по централизации управления церквами, принимает наименование «Епископальная Церковь Христиан Евангельской Веры». На этом Съезде первым заместителем Г. Г. Понурко избран епископ А. И. Бидаш, который после ареста Г. Г. Понурко в 1945 году принимает руководство братством.
24 августа 1945 года руководство Союза ХЕВ под давлением НКГБ и Совета по делам религиозных культов на чрезвычайном Съезде принимает решение пойти на переговоры с руководством Всесоюзного Совета ЕХБ для подписания Соглашения об объединении с евангельскими христианами-баптистами. Этот шаг был принят с надеждой сохранить народ и братство от дальнейших жестоких репрессий. Это печально знаменитое соглашение не только не привело к желаемой цели, но ввергло братство в новые искушения. Правда, известно из некоторых источников, что при подписании Соглашения А. И. Бидаш предупреждал, что условия данного соглашения должны быть обсуждены и одобрены в церквах ХЕВ и только после этого документ может принять полную силу к исполнению. В подписании «Августовского соглашения 1945 года» участвовали как руководители Союза ХЕВ, так и руководители Союза ХВЕ, образованного Г. Шмидтом и А. Бергхольцом на территории Польши. С этого момента наименование «ХЕВ» и «ХВЕ» становятся практически равнозначными. За период 1945-1947 гг. на имя А. И. Бидаша поступил обильный поток жалоб от церквей и служителей ХЕВ о том, что служителями ВСЕХиБ под угрозой отлучения от церкви (а самих служителей под угрозой отстранения от священнослужения) руководство ВСЕХиБ принуждает к отказу от соблюдения вероучения ХЕВ, т.е. учения Нового Завета. В этих условиях А. И. Бидаш созывает в г. Киеве предсъездовское совещание, 15 марта 1948 года в г. Днепродзержинске начинает работу Съезд ХЕВ (ХВЕ). В его работе участвуют епископы А. И. Бидаш, Ф. П. Шокало, П. А. Ильчук (из Союза ХВЕ в Польше), И. К. Панько (из Союза ХВЕ в Польше). Этот Съезд принимает в качестве итогового документа «Догматы Христиан Веры Евангельской». В Догматах не приводятся все догматические положения учения ХВЕ, в них отражены лишь догматы, присущие ХВЕ, отличающие их от ВСЕХиБ и не позволяющие им дальше, вопреки своей совести, идти на их нарушение в практике служения церквей. Здесь приводится полный текст этого исторического документа, свидетельствующего о пути преодоления последствий очередного компромисса на пути сохранения верности Евангельскому Учению.
«ДОГМАТЫ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ»
I. Мы, Христиане Веры Евангельской, признаём крещение Духом Святым со знамениями иных языков (Деян.2, 3, 4). «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» (Деян.2:39; Деян.10:44-47; 19:6).
Крещение Духом Святым даёт: 1) Усыновление: Гал.4:6. 2) Залог и печать: Еф.1:13, 14. 3) Помазание: 1Ин.2:20. 4) Воскресение из мёртвых: Рим.8:11. 5) Свидетельство: 1Ин.5:10; Отк.19:10.
II. Незнакомые языки суть знамение (Мк.16:17) «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1Кор.14:2). Незнакомыми языками должны говорить и молиться все крещённые Духом Святым.
III. В Церкви можно говорить на незнакомом языке при наличии дара истолкования, а если нет истолкования, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу (1Кор.14:27-28). Молитвы на ином языке должно совершать со всяким постоянством и во всякое время, в собраниях и на всяком месте (Еф.6:18; Иуд.1:20). Незнакомый и новый язык требует истолкования, а потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования (1Кор.14:13).
IV. Дар разных языков - это такой дар, которым человек может говорить разными языками народов, не изучая их умом (Деян.2:6- 12); этот дар даётся не всем, а иным (1Кор.12:10).
V. Для духовного возраста Церкви Ап. Павел писал, чтобы Церковь Божья ревновала (молилась) о дарах духовных, стараясь обогатиться ими к назиданию Церкви (1Кор.14:1). О таких дарах: истолкование, откровение, пророчество, видение, силы чудодейственные, дары исцеления, вспоможения, управления и разные языки - (1Кор.12:28), и я покажу вам путь ещё превосходнейший - это совершенная любовь и исступление (1Ин.4:17-18; Деян.22:17).
VI. Крещение водное, совершённое во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф.28:19) и во Имя Господа Иисуса считать равнозначными. Водное крещение означает обещание Богу доброй совести (1Петр.3:21). Новообращённых крестить во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
VII. Преломление хлеба: Хлеб должен быть пресным, вино должно быть виноградным.
VIII. Омовение ног совершается при каждом преломлении хлеба - это есть заповедь Господа нашего Иисуса Христа (Ин.13). Участвуют в преломлении хлеба и омовении ног члены Церкви, прошедшие водное крещение.
IX. Священнослужители поставляются в Церкви на служение с согласия Церкви, по избранию Духа Святого (Деян.13:2-3 и 20:28). Священнослужители должны соответствовать Слову Божию (1Тим.3:1-12, Тит.1:5-9).
X. Священнослужение в Церквах: 2 Кор.3:6; 1Кор.14:26-33; 1Кор.14:15; Рим.8:26-27.
XI. Всем священнослужителям, вошедшим в объединение и вышедшим из него, срочно предлагается возобновить служение по закону Духа жизни, согласно пунктов V, IX, X Догматов Христиан Евангельской Веры. СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ: следуют подписи»
Многие из участников этого Съезда были арестованы, в том числе и А. И. Бидаш. Таким образом, начатая на Съезде централизованная работа по восстановлению вероучительной практики ХЕВ (ХВЕ) в евангельских церквах была почти на 10 лет грубо прервана НКГБ, хотя эта работа продолжалась Духом Святым на местах. 28 ноября 1955 г. А. И. Бидаш был освобожден из уз. Он продолжает выполнение сорванной НКГБ программы Днепродзержинского Съезда в г. Москве, для чего идёт на приём к заместителю председателя Совета по делам религиозных культов, где излагает документальные факты о нарушении ВСЕХиБ Августовского соглашения5. Там он делает мужественное заявление, (задержанное на 7-10 лет его заключения в Абезе): «Мотивируясь данными нарушениями ВСЕХБ, я остаюсь на стороне обиженных и буду стоять доколе не разрешится вопрос нашего братства»6. Так в Совете по делам религиозных культов прозвучал голос не сломленного десятилетними страданиями мужественного епископа, вставшего на защиту Евангельской истины и церквей ХВЕ. К сожалению, освободившийся в 1955 году после десятилетнего страдания в заключении епископ Г. Г. Понурко признал себя неспособным к дальнейшему сопротивлению КГБ и связал своё дальнейшее служение с ВСЕХиБ, оставив работу по воссозданию Союза ХЕВ (ХВЕ) А. И. Бидашу. В условиях жесточайших преследований Афанасий Иванович Бидаш, больной по плоти, но не сломленный в духе, продолжил работу по воссозданию Союза ХВЕ на основе Догматов ХВЕ. К этому времени во многих умах и сердцах рядовых верующих, верных Евангельскому Учению, уже созревало понимание бесполезности и вредности искания путём компромиссов легализации у государства свободы для Церкви, которая есть тело Христово. Так в Москве, будучи позванными на совещание по объединению ХВЕ и ВСЕХиБ Иван Сизов и Гавриил Фролов дают понять, что ни они, ни народ не пойдут на объединение. В 1956 году А. И. Бидаш собирает рабочую группу для подготовки Съезда ХВЕ и в августе этого же года в г. Харькове начинает работу несанкционированный властями Съезд ХВЕ, вновь провозгласивший воссоздание неформального, самостоятельного братства церквей на основе Догматов ХВЕ. Так был окончательно оформлен выход Союза ХЕВ (ХВЕ) из ВСЕХБ на основе Догматов ХВЕ. В этом же году А. И. Бидаш вводит в епископское служение и руководство братством молодых епископов В. И. Белых и И. А. Левчука, поручая им заботу о братстве. В 1957 году А. И. Бидаш и некоторые другие епископы опять идут в узы, а в 1958 году в узы идёт и В. И. Белых. На свободе остаётся единственный епископ братства ХВЕ, проживающий на территории Казахстана, И. И. Славик. Остальные члены Епископата руководят братством из уз. По поручению Епископата в этот период осуществляют рукоположения некоторые областные пресвитеры и старшие пресвитеры «союзного» значения (например, П. С. Егоренков, И. И. Южаков и др.).
По возвращении из уз в 1967 году А. И. Бидаш срочно формирует Епископат братства ХВЕ (получивший название «Киевский»). Он рукополагает в епископы М. И. Иванова, П. С. Егоренкова, И. И. Южакова и некоторых других и поручает В. И. Белых руководство братством. В 1978 году Бидаш ушёл в вечность.
Рукоположенный Киевским Епископатом на епископское служение для России в 1972 году И. П. Федотов был введен в состав Киевского Епископата и, в совете с Епископатом, в свою очередь, подготовил к рукоположению в епископы по России В. В. Ряховского, С. Г. Костюка и П. А. Разумовского.
В 1981 году И. П. Федотов уходит на пять лет в узы. В его отсутствие, к 1985 году, окончательно созревает начавшееся ещё много лет назад, разделение во мнениях между епископами Киевского Епископата, повлекшее к разделению и между церквами всего братства ХВЕ, продлившееся до 1992 года.
Разделение на этот раз произошло по причине подчёркивания чистоты и бескомпромиссности хождения по Учению и по расхождению в оценке так называемого «Таллиннского пробуждения», затронувшего основы практической веры и знания самой природы и действий Духа Святого. Расхождения во мнениях привели к взаимной критике, а затем к взаимному отвержению, приведшему к распаду Киевского Епископата как единого органа пасторского управления братством ХВЕ. Разделившиеся стороны заняли крайне непримиримые позиции в отношении участия в этом движении. Вернувшийся из заключения И. П. Федотов не стал ни на одну из разделившихся сторон, но провозгласил, что воля Божия есть в том, чтобы простить друг друга и восстановить единство, за что он сам был отвергнут обеими сторонами.
В 1992 году братство, возглавляемое В. И. Белых, протянуло руку примирения братству, возглавляемому И. П. Федотовым, и в Совете епископов обеих сторон восстановилось единство. (В примирении не участвовал бывший член Киевского епископата П. С. Егоренков, возглавлявший Азиатское братство, и один епископ из г. Киева).
В связи с распадом СССР на независимые государства и необходимостью адаптации к новым политическим и экономическим условиям, принимается новая структура пасторского управления церковью ХВЕ на территории бывшего СССР, и новое её название: «Объединённая Церковь Христиан Веры Евангельской». Создаётся новое «Положение об управлении ОЦХВЕ». Этим подчёркивалась отделённость Церкви, как тела Христова, от политических процессов в мире, принадлежность к единому Вероучению и Догматам ХВЕ, а так же создание своего внутреннего централизованного руководящего органа Совета Епископов во главе с Начальствующим епископом В. И. Белых и его заместителем И. П. Федотовым. Но, при объединении, не было должным образом уделено внимание причинам, приведшим к разделению, не были сделаны соответствующие выводы, не были предприняты усилия для восстановления той духовной высоты пред Богом, которая была характерна для ХВЕ в период гонений, не было заложено духовного основания для будущего единства. Так не был решён вопрос об отношении легализации церкви как тела Христова. В этом не было достигнуто единомыслие, что послужило препятствием для объединения всех епископов братства до сего дня. Допустимость компромиссов и преодоление их последствий на пути верности Евангельскому Учению до сих пор потрясают Церковь ХВЕ и препятствуют войти в обетованную полноту силы Святого Духа, которая по праву принадлежит ей.
В 2001 году отошёл в вечность В. И. Белых. Служение начальствующего епископа ОЦХВЕ по решению Совета епископов в г. Рыбнице принял до очередного Съезда ОЦХВЕ его заместитель И. П. Федотов. Какой путь изберёт братство ОЦХВЕ на Съезде в г. Виннице? Путь верности и чистоты Евангельского Учения в единстве духа и в союзе мира или опять захочет пойти путём проб и экспериментов, человеческих надежд и компромиссов с совестью, ведущих к неминуемым разделениям и преодолениям их последствий? Но хватит ли для этого времени?
Сейчас 188 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте