Two of the New Orleans Saints’ most vocal veteran leaders supported other players around the league for using their "platform" to shed light on inequality in America, though it's unclear if any Saints players will join in with the recent national anthem protests around the league.

Saints safety Kenny Vaccaro is one who might consider joining the likes of Colin Mark Ingram Jerseys Kaepernick, Marshawn Lynch and Michael Bennett in sitting or kneeling during the national anthem. Michael Thomas Jerseys Vaccaro has increasingly voiced his support for their cause on social media, saying this summer that he understands even more why Kaepernick felt the need to "wake people up" and that he appreciates where he is coming from as someone of mixed race.

"We need to use our platform to help our situation, not be quiet. Willie Snead Jerseys C'mon bro, it's bigger than football," Vaccaro wrote Monday.

However, outspoken players like Vaccaro and running back Mark Ingram also chose not to separate themselves from the rest of their teammates with individual displays last year -- which was partly why the team opted to come up with a powerful display Brandin Cooks Jerseys of unity with their rival Atlanta Falcons on ESPN’s "Monday Night Football" during Week 3 of last season. The teams joined hands in a circle on the middle of the field following the anthem in that game. Saints veteran offensive tackle and union representative Zach Strief said the team has not discussed whether any players might consider any form of anthem protests or displays of unity this summer. Strief said the anthem is not the forum he would use, but he strongly supports the message of players who are pushing for equality and praised them for using their platform to do so.

"I think the reality is we have a platform. And guys using the platform I think is good. Drew Brees Jerseys That's part of what makes this country great is the ability to use your situation for good," Strief said. "And guys have different feelings on what is good and what is bad and there's always gonna be disagreements in that. And again, that's what's great about America is you can have that disagreement.

Библиотека

1.3 Церковь в период IV-VIII вв. Вселенские соборы. Митрополиты. Монашество. Ислам. Патриархат

 

Konstantin

После установления своей власти в Риме Константин, правивший на Западе, заключает союз с Лицинием, правившим на Востоке. Встретившись в Милане, императоры издали в 313 г. эдикт веротерпимости. Миланский эдикт гласит: «Я – Константин – Август и Лициний – Август – повергли обсуждению все, что относилось к общественной пользе и благополучию, то в ряду прочего, что казалось нам для многих людей полезным, в особенности признали мы нужным сделать постановление, направленное к поддержанию страха и благоговения к Божеству, именно, даровать христианам и всем свободу следовать той религии, какой каждый желает, дабы находящееся на небесах Божество могло быть милостиво и благосклонно к нам и ко всем, находящимся под нашею властью. Итак, мы постановили, руководствуясь здравым рассуждением, принять такое решение, чтобы вообще никого не лишать свободы следовать и держаться соблюдаемой у христиан веры и чтобы каждому дана была свобода следовать той религии, какую сам считает наилучшею для себя (и прочее)».

 

Радость христиан была неописуемая. Хотя Миланский эдикт устанавливал свободу вероисповедания, ставя христианство в равное положение с другими религиями, для Церкви открывались огромные возможности. Сам император Константин стал всячески поддерживать и распространять христианство, желая утвердить ее новой государственной религией. С 324 г. Константин стал править единолично всей империей и более решительно поддерживать церковь. Законы Константина стали больше утверждать человеколюбия и справедливость. Были предусмотрены меры, защищающие детей-сирот. Запрещалось распинать преступников и ставить на их лица клеймо. Рабов, живущих семьей, запрещалось разлучать. Иерусалиму было возвращено его подлинное имя. Ближайшим окружением императора были христиане. Своих детей Константин отдал на воспитание учителям-христианам. Однажды император отказался участвовать в процессии во время языческого празднества, и это вызвало негодование Римского сената и народа. Император Константин решает перенести свою столицу на Босфор, подальше от языческого Рима. Здесь в 330 г. на месте древнего города Византий он основал новую столицу – Константинополь. Константин всю жизнь мечтал креститься в водах Иордана, где крестился Спаситель. Однако, чувствуя близкую смерть, он собрал епископов и просил крестить его. Облаченный в белые одежды, он не снимал их до самой смерти.

 

Указы и льготы, теперь уже христианских императоров, поставили Церковь из положения гонимой – в положение господствующей.

 

Последующие льготы Церкви были такими:

  • запрещалось принуждать христиан к участию в языческих жертво-приношениях;
  • клир освобождался от всех повинностей;
  • вся собственность христиан, ранее конфискованная, была им возвращена;
  • епископам разрешено приобретать собственность по завещаниям. Римскому епископу подарен Латеранский дворец, который на протяжении тысячи лет становится резиденцией папы;
  • епископам была предоставлена юрисдикция в гражданских делах; теперь всякий христианин мог перенести дело на суд епископа, в обход судебных инстанций;
  • на монетах появились христианские эмблемы;
  • ранее (в 275 г.) установленный культ – «день рождения Солнца» (25 декабря) был заменен праздником Рождества Христова. Установлен день отдыха – официальный праздник воскресенье.

 

Во всем упомянутом нетрудно увидеть причину того, почему Церковь в начале IV века составляла 10% населения империи, к концу века – 90%.

 

Обратившаяся масса людей, конечно же, была не возрожденной. Богатые много жертвовали на строительство храмов, требуя изысканности как самого храма, так и самой литургии; вседухновенное и таинственное облеклось в образ, в символ. Все искусства и знания античного мира стали на службу новой государственной религии. И данное искушение Церковь не смогла побороть – внешняя символика привела к забвению духовного значения веры.

 Bazilika

<= Храм - базилика

Так явился фетишизм в христианстве. Уже с середины IV в. воздвигается «Животворящий Крест» и поклонение ему, а с конца IV века прокладывает себе путь иконопочитание. Вместо скромных молитвенных домов стали появляться величественные храмы. Если храм был епископский, то среди скамей для служителей теперь помещалось кресло для епископа – «кафедра», от которой пошло название «кафедральный собор». В храмах появляются алтари; в них престолы со множеством всяких богослужебных сосудов и предметов, без которых теперь уже немыслимы евхаристия и другие службы. Пение мирян упраздняется ввиду появления пения прекрасных хоров. Именно в это время пресвитеров стали называть «священниками».

 

 Xram Sofii
Храм константинопольской Софии

 

Культ святых изменяет молитвенную жизнь: теперь верующие обращаются к умершим за ходатайством к Богу, с той же целью обращаются к Ангелам, первые молитвы к Божьей Матери появились в конце IV века. В конце VI в. устанавливается праздник Блаженное Успение. Развивается паломничество к святым местам.

 

События, описанные в предании «Блаженное Успение» настолько значительны и ярки, что просто невозможно представить, чтобы они не вошли в Новый Завет, однако их там нет. Да и на протяжении пятисот лет история Церкви ничего не говорит об Успении Богородицы. Вывод из этого следует один – хотя события Успения как бы относятся к евангельскому периоду, но придумано это предание намного позже, и причиной сему послужил 3-й Вселенский собор, когда стал создаваться культ Девы Марии.

 

Паломничество к святым местам было свойственно людям разных религий во все времена. Так произошло и в христианстве.

 

Раннее почтение умерших наставников, мучеников у христиан первых двух веков выражалось в проведении собраний на местах их погребения. Здесь говорились слова, призывающие к подражанию их вере, слова утешения и поддержки, произносились общие молитвы.

 

Теперь появляется поклонение святым, подкрепленное «святыми мощами». Люди шли к гробницам, в которых лежали кости. Эти останки христианских святых считались источником исцеления и защиты для той церкви, которая владела ими. Кости Поликарпа, например, ценились «превыше драгоценных самоцветов». Останки святых, а следовательно, и культ поклонения часто перемещаются с места на место, что «открыло определенные маршруты для священных путешествий, священной коммерции и, в конечном счете, для священного воровства» (Р.Маркус).

 

Христианское богословие стало приспосабливаться к новым условиям. Во- первых, утверждение ранней Церкви, что Евангелие – это прежде всего Благая Весть для нищих и, что богатым чрезвычайно трудно принять ее – отменялось. Теперь, начиная с времен Константина, богатство и пышность стали считаться признаками божеского благословения. Во- вторых, основополагающая тема христианской проповеди – пришествие Царства Божия повергалось в забвение. Ранняя надежда , что Господь вернется на облаках и установит Свое Царство мира отодвигалась на далекое время. Проповеди зародившейся клерикальной аристократии, которая становилась чуждой простому люду, приглушали ожидания этого события. Тех, кто пытались возродить эту надежду, объявляли еретиками. По этой причине книга «Откровение» была поставлена под сомнение, так как ее выпады в адрес господствующей культуры и империи начали казаться слишком резкими.

 

 Episkop
 Одеяние епископа церкви
Imperator
Одеяние императора

В самих церквях стали наблюдаться нездоровые взаимоотношения. «От излишней свободы течение наших дел превратилось в медленное и вялое…, мы начали друг другу завидовать, друг с другом ссориться, а мнимые наши пастыри, презрев закон богопочитания, воспламенялись взаимными распрями и сильно домогались первенства, будто какой-нибудь неограниченной власти», - пишет современник IV века.

Управление Церковью через монархический епископат, где все епископы были равны между собою, изменяется. Благодаря своим личным качествам и высокому положению своих кафедр в больших городах, некоторые епископы становятся авторитетными для многих общин, они получают право чести, а потом и тесно связанное с ним влияние и власть; с течением времени эта власть расширяется и крепнет. Таким образом сложились права преимущества одного епископа над епископами многих общин и создалась «теория епархиального папизма», которая на практике с IV века превратилась в митрополитское устройство Церкви.

 

В то время империя делилась на провинции, центром которых были города с администрацией и гарнизоном. Эти города называли метрополии («город-мать»). Епископы церквей именно этих городов стали приобретать больше власти над местными епископами. Они стали называться архиепископами на Западе и митрополитами на Востоке. Исторически в этой борьбе за лидерство и престиж участвовали пять городов: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим.

 

Римская церковь еще с конца I в. заняла первое место по своему влиянию во всем христианском мире. Имело значение здесь, конечно, то, что Рим был столицею империи, священным, вечным городом в глазах всего древнего мира. В 1-ом послании Климента Римская община выступает перед нами благоустроенною, сильною и с сознанием своей обязанности нести заботу о всей Церкви. Дисциплину своих наставников она ставит для себя и для других общин как образец. В числе ее членов были родственники императорского дома, что предоставляло епископу значительные политические возможности. Материальное богатство и организованность Римской церкви не подлежит сомнению. Например, в конце III в. церковь питала 150 духовных лиц, 1,5 тыс. вдов и нуждающихся в помощи.

Не одними материальными средствами была богата Римская община. Ее нравственная сила, ее духовный авторитет также всеми признавались. Все великие вопросы из христианского учения находили здесь свое решение для всей Церкви; то мнение, которое Римские епископы отстаивали, в конце концов одерживало победу. Римский епископ был первый между епископами, который приобрел наиболее полную власть. Даже могущественный император Декий говаривал, что охотнее потерпел бы в Риме соперника императора, чем одного епископа.

 

Александрийская церковь. Христианство в Александрии было проповедано евангелистом Марком. Отсюда проповедь Евангелия проникла во все концы Египта. Мало-помалу образовался церковный округ, центром которого была Александрия. Благодаря помощи слабым общинам округ еще более окреп, и Александрийский епископ фактически сделался главою всех христианских общин Египта и сопредельных стран. С течением времени власть из фактической превращается в правовую. Епископ Александрийский делался митрополитом Египта и соединенных стран. Авторитет Александрийской церкви возрастал и через катехизическую школу. Школа дает Александрийскому иерарху такое оружие, какого не имел ни один епископ того времени. Александрийская школа создала для Церкви догматическую теологию вообще, научила ее ученой экзегетике, помогла уничтожить еретические школы, разрешила главные догматические проблемы. Александрийский митрополит был второй епископ всей поднебесной Церкви и первый епископ Востока.

 

Антиохийская церковь. Когда-то ап.Павел учил эту церковь. Отсюда делал свои миссионерские путешествия. По этой причине Антиохия сделалась центром весьма значительного круга христианских общин. Еще Игнатий Богоносец может быть назван Антиохийским митрополитом, так как назывался епископом Сирии. С середины III в. глава Антиохийской церкви единолично созывает соборы и имеет под своею властью целый ряд подчиненных ему епископов. Антиохийская школа дала Церкви составную часть христологии, такую как человечество Господа Иисуса Христа. Не имея шансов занять первенствующее положение на Востоке, представители Антиохийской школы стремились занять место Константинопольской кафедры для того, чтобы успешно соперничать с Александрийским митрополитом.

 

Иерусалимская церковь. В первые десятилетия I-го века во всем христианском мире ярко горела звезда Иерусалима. Иерусалимская община была центром христианства. Стоявший во главе Иерусалимской церкви Иаков (праведный) занимал первое место. «Петр и Иоанн, хотя от Самого Господа,- читаем мы у Климента,- по Вознесении Спасителя, не стали состязаться о славе, но Иерусалимским главою избрали Иакова Праведного.» Но со времени падения Иерусалима (70 г.), звезда Иерусалимской церкви померкла. Перед разрушением Иерусалима церковь была предупреждена через пророчество о предстоящем бедствии, и христиане покинули город, переселившись в Пеллу. После катастрофы несколько иудейских и христианских семей вернулись в опустошенную местность и среди развалин образовали небольшое поселение. Так на месте древнего Иерусалима возникла немногочисленная христианская община, время от времени дававшая мучеников за веру и построившая для богослужебных собраний небольшой храм на том месте, где после вознесения Христа первые христиане совершали евхаристию. В время восстания иудеев под руководством Бар-Кохбы христианская община вновь была рассеяна, и после вторичной катастрофы (135 г.), когда иудеи не могли даже приблизиться к месту бывшего Иерусалима, вновь стала собираться и жить в разрушенном городе. Только теперь она полностью состояла из неиудеев. Конечно, эта новая языко-христианская община не могла претендовать на то почтенное положение, которое принадлежало древней Иерусалимской церкви. Но значение ее, как матери-Церкви, было слишком высоко в глазах христиан.

 

В IV в. имело место одно обстоятельство – путешествие царицы Елены (матери императора Константина) во святую Землю. Затем последовало построение базилики. Эти события обратили на иерусалимского епископа внимание императора. Вскоре епископ получил от императора золотые подарки, и в письмах был титулован епископом Иерусалима и Палестины. Развившееся паломничество к гробу Господню и к другим евангельским святым послужило заключительным моментом возвышения Иерусалимского епископа до митрополитского сана.

 

Константинопольская церковь. В 330 г. император Константин основал на берегах Босфора новую столицу. Естественно, епископ прежней Византии, теперь ставший столичным, чрезвычайно возвысился в своем значении. Константинопольская кафедра становится предметом исканий.

 

Вначале епископ Константинопольской церкви был в подчинении соседнего епископа и не имел права созывать Поместные соборы. Но это дело вскоре поправилось – в столицу часто наведывались епископы церквей по различным нуждам. Было решено дать право Константинопольскому пастырю созывать соборы случайно присутствующих в данное время в Константинополе епископов. Милости и подарки самого императора участникам таких соборов были гарантированы, а епископ Константинопольский стал митрополитом.

 

В V в. митрополиты стали называться патриархами.

 

Быстрая христианизация римского общества часто носила формальный характер. Многие крестились в угоду императору, под влиянием моды или просто из корыстных побуждений - и христиан-мучеников заменили христиане-льстецы. Пастыри почувствовали себя на положении жрецов, стали стремиться к почестям, богатству, власти. Деньги из императорской казны широким потоком текли в церковную кассу, и это еще больше разжигало алчность духовенства. Христианская жизнь, которая ранее столь разительно отличалась от языческой, стала постепенно сама походить на языческую. Любители кровавых зрелищ гладиаторских боев, цирка и после перехода в христианство не оставляли своих привычек.

 

Упадок религиозно-нравственной жизни верующих с IV века приводит к возникновению монашества, которое первоначально стало протестом против общения Церкви с миром и светской культурой.

 

Узкие врата, о которых говорил Иисус, стали настолько широкими, что через них устремились бесчисленные толпы людей, многих из которых привлекали привилегии и особое положение, но не интересовала глубокое изучение смысла крещения и христианской жизни под крестом. В церковной жизни главную роль все чаще играли богатые и сильные. Плевелы росли быстро, заглушая пшеницу. Как христианин мог свидетельствовать о распятом Господе, о Том, у Кого часто не было где преклонить голову, когда многие пастыри жили в роскошных домах, и когда уже не было возможности свидетельствовать мученичеством? Многие нашли ответ в монашеской жизни: в уходе от человеческого общества, в отказе от всего, в подавлении тела и его страстей, ведущих к искушению.

AntoniyОснователем монашества считают Антония Великого (251-356). Созданные им общины основывались на двойном обете: безбрачие и бедность; руководил общиной аббат (семитский «отец»). Последователь Антония Пахомий (290-346) прибавил к монашеству еще обет послушания и впервые издал устав монашеской жизни, он же создал и первый женский монастырь.

 

Антоний Великий происходил из зажиточной александрийской семьи. Его родители были христиане. Антоний с детства любил уединение, и его не могли заставить посещать школу, так что он всю жизнь оставался неграмотным. Однажды в храме он услышал слова из Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, иди продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и пойди и следуй за Мной.» Слова эти произвели на Антония огромное впечатление. После смерти своих родителей он продал имение и стал вести аскетическую жизнь.

Он поселился в пустой гробнице, где гнездилось множество гадов и змей. Здесь в полном уединении он плел корзины, которые отдавал взамен на хлеб друзьям, приходившим к нему два раза в год. Вокруг Антония образовалась первая монашеская община.

 

Пахомий родился в языческой семье. Быв солдатом, он познакомился с христианским учением. После службы он крестился и пришел в один из монашеских скитов на берегу Нила искать монашеских подвигов. Старец прямо сказал, какая жизнь его ожидает: «Во всякое время мы бодрствуем половину ночи, размышляя о слове Божием; очень часто мы остаемся с вечера до утра работать своими руками, делать веревки, чтобы бороться со сном и снабжать себя тем, что нужно для поддержания нашего тела. То, что остается сверх нашей нужды, мы отдаем бедным. Что же касается того, чтобы есть масло или что-нибудь вареное, пить вино, мы не знаем, что это значит. Мы постимся всякий день до вечера в продолжение летнего времени, а зимою мы постимся два дня подряд или по три. Правило общих молитв – 60 раз молиться днем и 60 раз ночью». Пахомий согласился, выдержал испытанный срок и вскоре организовал собственный скит.

В Уставе Пахомия для организации монашеской жизни предусматривались настоятели, игумены и экономы. Помимо молитв, постов, чтения духовных книг и труда, предусматривалось два богослужения – днем и ночью; две евхаристии в неделю.

 

Первые монастыри занимались трудом, который являлся единственным источником существования. Благочестивая жизнь общины первых монахов резко отличалась от жизни остальной части Церкви. Видя это, люди стали обращаться к монахам за духовной поддержкой с последующим материальным благодарением. Отмечая авторитет монахов, епископы и митрополиты начинают обращаться к монастырям за поддержкой в своей борьбе за лидерство, что не обходится без лести и подкупа. Богатые люди дарят монастырям земли, делая их крупными землевладельцами. Со временем на этих землях стали работать подневольные крестьяне. Так появились нетрудовые доходы, породившие в монахах праздность, которая в свою очередь привела к бесцельному аскетизму и жестокости.

 

Вот несколько примеров экстремизма монашеской жизни:

  • некоторые монахи спали стоя;
  • всю ночь стояли по шею в ледяной воде, пока не прочитают все псалмы;
  • один монах прожил в тесной келье шестьдесят лет, нажил себе огромный горб и, когда проходил полем, был убит одним крестьянином, который принял его за волка;
  • Симеон Столпник, живя на своей знаменитой колонне («столпе»), никогда не мылся – зловоние от его тела исходило на несколько метров, он постоянно наносил себе раны, которым не позволял затягиваться, чтобы там смогли питаться и жить черви;
  • в некоторых монастырях монаха, который забывал сказать «аминь» после молитвы перед едой, наказывали шестью ударами кнута.
Benedikt 
 Бенедикт Нурсийский

Бенедикт Нурсийский на Западе и Василий Великий на Востоке внесли весомый вклад в плодотворное развитие монашества: они добились перевода отшельников в монастыри; в самих монастырях установили достойное богопочитание, исключив самому себе навязываемые страдания; приобщили монахов к общественно-полезному труду; создали монастырские школы, которые вплоть до университетов были основными оплотами просвещения.

 

История монашества донесла до нас один отрадный случай, который прекратил бесчеловечные кровопролития, служившие зрелищем толпе на протяжении многих веков. В конце IV в. в одном из монастырей совершалась обычная молитва, во время которой монах Телемах был объят мучительным размышлением – какой плод приносит он? Оставив отшельничество, он пошел в Рим, благовествуя покаяние грешникам на своем пути. Так дошел до Рима, где праздновался триумф в честь победы над германцами. 80-тысячный амфитеатр – в большинстве уже христианский – ревет от волнующего зрелища гладиаторских схваток. Возмущенный монах с возгласом «Остановитесь!» спрыгивает на арену. Бой прекратился, зрители в возмущении. Старика оттолкнули, и бой возобновился. Телемах снова бесстрашно бросился в гущу схватки. Присутствующий император стал выказывать недовольство. Тогда сверкнул меч и монах замертво упал. Вдруг рев прекратился, установилась гробовая тишина, зрители стали покидать свои места. Бой так и не возобновился, став последним побоищем в мрачной истории Рима, ибо вышедший после сего императорский эдикт отменил проведение гладиаторских игр навсегда.

Telemah
 Телемах останавливает бой гладиаторов

 

История Церкви с IV в. открывает новую страницу, такую как борьба с язычеством. Именно во время своего государственного признания, Церковь из гонимой превратилась в гонителя. Хронология эдиктов христианских государей на подавление язычества такова:

  • 341 г. – запрещены языческие жертвоприношения;
  • 346 г. – закрываются языческие храмы;
  • 356 г. – установлена смертная казнь за жертвоприношения с гаданиями.

 

Вот одна из историй ранней религиозной неприязни христиан к язычникам того времени. Орест – префект Египта – строго стоял за соблюдение закона свободы вероисповедания. Сам Орест был христианином, но покровительствовал известной философессе-язычнице Ипатии. От Ореста требовали притеснения язычников, но он оставался верен себе. Тогда в ход пошла клевета, что он отступил от веры.

 

В это время епископ Александрийской церкви Кирилл (почитается ныне святым) призвал из пустыни до пятисот монахов, которые вместе с «православною» чернью устроили демарш: беспорядки и погромы евреев. Орест арестовал вождя, возглавлявшего беспорядки. Возмущение усилилось и один из монахов, бросив камень, разбил Оресту голову. Бросивший камень Аммоний – так звали монаха – был арестован и во время допроса забит ликтором до смерти. Епископ Кирилл устраивает Аммонию торжественные похороны, объявив его мучеником, с переименованием на имя Фавмассий, что означает Чудотворец. 

 Ipatiya
 убийство Ипатии

 

После этого толпа напала на Ипатию, избила, и, обнажив ее, таскала по улицам. Затем несчастную женщину затащили в храм, где один чтец Писаний – Петр – забил ее насмерть.

В результате всех этих происшествий епископ Александрийский добился изгнания всех евреев из города.

 

Начало IV века открывает период так называемых Вселенских Соборов. До этих Соборов проводились поместные соборы; церковные постановления того времени предписывали проведение поместных соборов два раза в год, указана и задача этих соборов: «…да рассуждают епископы друг с другом о догматах благочестия и да разрешают случающиеся прекословия». Были и чрезвычайные соборы: избрание епископа, освещение нового храма и т.п.

Вселенские Соборы отличались тем, что их собирали не митрополиты, а императоры – с целью разрешения догматических вопросов. Таких Соборов насчитывается семь. Все последующие соборы, созываемые Римским папою, не признаются Православной церковью.

Отмечается очень существенное отличие поместных соборов от Вселенских: первоначально до IV в. на соборах присутствовал клир и миряне – простые верующие принимали деятельное участие; на Вселенских – мирян представлял император или его сановники. По этой причине многие богословские споры обернулись политическими интригами.

 

Историю Вселенских соборов справедливо было бы начинать с Арльского собора 314 г. по расколу донатистов. Арльский собор не считают Вселенским, так как собор проходил без императора.

Суть собора: в Карфагенской церкви произошел раскол; причина – рукоположение пресвитера епископом, который подозревался в традиторстве (греч.«предательство»); так называлась передача Писаний властям для сожжения во время диоклетиановского гонения. Ригористы, которых возглавлял Донат, считали такое рукоположение недействительным.

Состоявшийся собор признал рукоположение действительным, а спорящие стороны призвал к примирению, к которому призывал и только что вступивший на престол император Константин. Донат заявил: «Какое дело императору до Церкви»? Примирение донатистами было отвергнуто. Последовали репрессии: их храмы были отобраны, непреклонных отправили в тюрьмы и ссылку.

 

Yulian
Юлиан - Отступник

Донатисты считали, что «истинная Церковь» та, которая не допускает общения с собою явных грешников; что действительность таинств – крещения, евхаристии, рукоположения – зависит от «личной святости священника». Они считали себя «церковью мучеников», а официально признанную церковь – «церковью предателей»; по этой причине в них развился сильный дух критики, - они отвергали всякий императорский указ, предпочитая смерть. Среди донатистов выделялось крайне религиозная группа так называемых «циркумцеллионов» (происхождение названия не выяснено). Они были бедняками, которые встали на путь насилия (историки изображают их просто бандитами). Их отряды держали в страхе всю Проконсульскую Африку, так что для наведения порядка в провинциях была брошена армия. По убеждению этих фанатично верующих людей, самой славной смертью умирали мученики. И теперь, когда гонения закончились те, кто погибали в борьбе с исказителями веры, тоже становились мучениками. В отдельных случаях стремление к мученичеству достигало такой силы, что представители этой религиозной группы совершали массовые самоубийства, прыгая со скал. Во времена Юлиана Отступника (362 г.) донатисты были возвращены из изгнания и проявили мстительность к остальной части Церкви. Они просуществовали до VII века.

 

История Арльского собора и последующих за ним событий явила первую страницу в истории христианства, где официально признанная часть Церкви при помощи государственного аппарата подвергла гонениям другую часть Церкви, стоящую ей в оппозиции, а ведь после официального признания христианства прошло всего лишь один год! Покровительство христианству со стороны государства показало, что отныне дела церковные будет решать и император, притом с очень весомым голосом.

 

1-й Вселенский (Никейский) Собор 325 г. был созван по поводу ереси Ария, которая является основным камнем вероучения сегодняшних унитариев (греч. «единственники»). Причины ереси: в широких церковных кругах того времени были распространены субординастические взгляды на отношения Сына к Отцу.

Арий, пресвитер Александрийской церкви, учил, что Сын сотворен и не вечен; Он – божество, подчиненное Отцу. Если бы провести черту между Богом и творением, у Ария Слово расположилось бы на одной стороне с творением. В утверждении своей ереси Арий находил себе последователей в Антиохийской церкви, которая в своем учении превозносила человечество Христа, в то время как в самой Александрийской церкви преобладало учение о Его Божественности. Борьба этих церквей за приоритет своего учения разгорелась на века, доколе епархии этих церквей не завоевал ислам.

Собор в лице 300 епископов и самого императора осудил учение Ария, выработал Никейский символ веры. От императора было объявлено: «Всех недовольных - в ссылку». Многие ариане подписались при такой угрозе под актами Собора притворно. Самого Ария и непримиримых его последователей сослали.

 

Волнения утихли, но вскоре произошли события, которые явили попытку язычества поколебать христианство и утвердить свое былое могущество. После смерти Константина Великого (сам император принял христианское крещение только перед смертью) совершается кровавый дворцовый переворот: братья Константина убиты вместе с их детьми; чудом спаслись два племянника Константина, которых укрыл их учитель. Одним из этих спасенных детей оказался шестилетний Юлиан. Переворот совершили трое сыновей Константина, которые были христианами, они же поделили и власть.

 

И вот по течению истории на короткое время (361-363 гг.) царство переходит спасенному Юлиану, прозванному Отступником.

Еще в юности Юлиан стал приверженцем языческой философии, а вступив на престол, объявил свободу культов. Из ссылок вернулись донатисты и ариане, которых новый император использовал для разжигания христианской вражды. В школах введено изучение языческой философии. Юлиан решил заменить христианство новой государственной религией, в основе которой лежало неоплатоническое учение.

 

Неоплатонизм (греч.«нео» - «новый») представлял собой последнюю форму греческой философии. Древний мир рушился со своими воззрениями на добродетель; люди метались в поисках выхода от эпикурийских удовольствий до стоических самоубийств – в таких исканиях и синтезировался неоплатонизм. Это учение исповедовало монотеизм, представляя Божество как Абсолютный Дух – источник всего сущего; утверждая, что все сущее произошло путем эманаций (истечений) из этого Духа, в том числе и человек. Цель Вселенной по учению неоплатонизма в том, чтобы все, что вышло из Божественной сущности, вернулось в нее обратно; человек, занимаясь рассудочным созерцанием и интуицией, может познать Бога и влиться в Него.

Таким образом, новая религия очень близко походила на христианство, но только без Христа и без креста. Император призывал языческих жрецов к нравственности и добродетели, чтобы походить на христианских пастырей. Попадая в Церковь, неоплатоническое учение приводило людей к мистицизму.

Вот так неожиданно, после головокружительного триумфа, христианство снова подверглось гонению. Многие из только что обратившейся массы спокойно приняли новую религию – эти христиане как пришли, так и ушли. Но те, кто искренне принял Христа, готовы были являть свою веру до конца. Сопротивляющихся убивали, отдавали на мучения; многим христианам вспарывали животы, набивали зерном и отдавали на съедение голодным свиньям. Юлиан не пощадил даже своего спасителя, отдав его на растерзание. В армии всех воинов приводили пред языческие алтари, одаривая специальными подарками, отказывающихся убивали.

Чтобы опровергнуть предсказания в Евангелии, Юлиан разрешил иудеям строить Иерусалимский храм. Современник свидетельствует, что как только сняли камни, готовя площадку на храмовой горе, началось землетрясение с шаровыми молниями; все было брошено, рабочие разбежались.

Вскоре новоявленный император-богоборец, по предсказанию одной храмовой жрицы предпринял поход на Персию. Пророчество сулило удачный поход, который должен был показать превосходство языческих богов. Однако в начавшейся войне римская армия была разгромлена, сам Юлиан, смертельно раненый стрелою, умирая, метал к небу грязь и кричал: «Ты победил меня, Галилеянин»! Гонения прекратились, религии Древнего мира канули в Лету.

 

2-й Вселенский (Константинопольский) Собор 381 г. в лице 150 епископов окончательно утвердил Никее-Царьградский символ веры, который и доныне поется в церквях; осудил поднявшее голову арианство; признал положение епископа Константинопольского («главу церкви Нового Рима») после первенствующего епископа Римского. Таким образом, из борьбы за первенство в Церкви выпадали епископы Александрийский и Антиохийский. Все это было следствием переноса столицы империи в 330 г. из Рима в Константинополь, ибо император желал иметь при себе главу Константинопольской церкви не ниже достоинством главы Римской церкви.

На этом Соборе наметилось и основное богословское разделение между Западной и Восточной церквями по вопросу, как исходит Дух Святой (лат.«филиокве»); Запад считал «от Отца и Сына», Восток – «от Отца через Сына». Это стало основой непримирения Католической и Православной церквей до сего дня.

 

3-й Вселенский (Ефесский) Собор 431 г. На Соборе присутствовало более 200 епископов с целью дать оценку учению Нестория, епископа Константинопольского. Несторий, занимая Константинопольскую кафедру, являлся представителем Антиохийской школы. В своих проповедях, доказывая человеческую природу во Христе, он стал называть деву Марию не появившимся именем Богородица, а Христородица. Епископ Александрийский не преминул обвинить Нестория в ереси, защищая божественность Христа. Дело в том, что между Александрийской и Антиохийской церквями шел не только богословский спор, но и борьба за искание места на Константинопольской кафедре.

Несториане были осуждены Собором, Несторий лишен сана и отправлен в ссылку. Его последователи вынуждены были бежать от гонений на восток империи: Персию, Аравию, Китай и Индию. К XIII в. на этих землях были тысячи несторианских церквей. Но вскоре орды Чингисхана и мусульман рассеяли и полонили миролюбивых несториан. Сейчас сохранились десятки тысяч последователей этого учения, которые не признают богопочитания девы Марии. После 3-го Собора в кафолической церкви ускоренно создается культ Богородицы.

 

В этот период истории произошло одно событие, которое затем вошло в практику жизни многих государств. В 450 г. императрица Пульхерия пожелала оцерковить обряд коронования, и Константинопольский митрополит церковно короновал ее мужа Маркиона, при этом в практику вошел и ветхозаветный обряд миропомазания.

 

4-й Вселенский (Халкидонский) Собор 541 г. Предыстория Собора такова: настоятель одного монастыря, представитель Александрийской школы – Евтихий, борясь с несторианами, стал ложно толковать, что человеческая природа во Христе была поглощена Божественной. Это учение стали называть монофизитство (греч.«одна природа»).

Собор в лице 650 епископов осудил монофизитов, разработал православное учение – христологию, согласно которой Христос имел в Себе две природы: Божественную и человеческую. Монофизиты подверглись гонению, которое повлекло распространение монофизитов в Египте, Сирии, Армении.

В связи с этим уместно заметить отличие Армянского христианства от общепринятого православия: Западная и Восточная церкви праздники Рождества Христова и Богоявления (Крещения) празднуют с 400 г. раздельно, Армянская церковь – слитно, что отражает позицию монофизитства. Это различие является водоразделом между Восточным православием и Армянским христианством.

 

Армянская апостольская церковь по преданию родилась от проповеди ап.Фаддея и Варфоломея. С 310 г. христианство в Армении объявлено государственной религией; таким образом, Армения является первым государством, принявшим христианство. Не приняв акты 4-го и 5-го Вселенских Соборов, Армянская церковь провозгласила свою самостоятельность в 491 г.

Во главе Армянской церкви стоит избираемый пожизненно патриарх-католикос, его резиденцией является город Эчмиадзин (вблизи Еревана).

 

5-й Вселенский (Константинопольский) Собор 553 г. Изучая историю этого Собора, необходимо вспомнить имя Оригэна – богослова первой половины III века.

Оригэн (185-254 ). Родом египтянин, в 17 лет хотел пойти вслед за отцом на мучения во время гонений, но был спрятан матерью. Возглавлял катехизическую школу в Александрии, вел строгую аскетическую жизнь. Посвятил себя изучению философии и Писаний. Именно Оригэн впервые ввел в богословие понятие Св.Троицы, разделяя ипостаси Отца, Сына и Духа Святого. Наряду с этим развил учение о духах, отрицал физическое воскресение и Вечный суд, воскресение самого Христа.

5-й Вселенский Собор был созван в лице 165 епископов. Собор окончательно предал анафеме монофизитов, а так как монофизиты основывались на сочинениях Оригэна, то был предан анафеме и он со своими книгами.

В это время на троне царствовал Юстиниан I, который считал государство монолитно-христианским, а себя – главным пастырем. Юстиниан единолично смещал и назначал митрополитов, написал много богословских книг, в которых синтезировал церковные законы и обычаи. Император не допускал ни малейшей терпимости к другим иноверцам, поэтому повелел всем нехристианам креститься. Противящихся преследовал; манихеев топили в море. Монтанисты сжигали себя, чтобы избежать принуждения. Было избито сто тысяч самарян.

При Юстиниане I империя стала называться Византией (бывшее название Константинополя), а подданные – не римлянами, а греками. Умер Юстиниан в возрасте 82 лет, за «великие» дела причислен к лику святых.

Жена же Юстиниана поддерживала монофизитов. Поэтому этот император-богоборник решил примирить православных и монофизитов изречением формулы, что у Христа была одна Божественная воля при двух природах. Такая установка не дала примирения, а привела к новому утверждению, по поводу которого пришлось созывать следующий 6-й Собор.

 

6-й Вселенский (Константинопольский) Собор. 680 г. Как было сказано выше, этот Собор явился следствием решения 5-го Вселенского Собора. Предпринятая попытка примирения монофизитов опять привела к спору. Одна сторона (православные) утверждала, что Христос имеет две воли, другая сторона настаивала на том, что Христос имеет одну волю – их стали называть монофелитами.

Монофелитство (греч.«одна воля») поддерживал император Ираклий, Римский епископ Мартин поддерживал противоположную сторону. Ираклий послал своих людей в Рим, которые арестовали Римского епископа и доставили в Константинополь. Мартин оказался стоек в своем утверждении, за что претерпел мученическую смерть; причислен к лику святых.

Арест и предание смерти Римского епископа вызвало шок у Западной церкви; ей стало ясно, что Запад должен искать действенную светскую защиту. Взоры Римской церкви были обращены на могущественных франков. С этого момента очевидность разделения Церкви на Западную и Восточную стала неотвратимой реальностью.

Состоявшийся после этих событий 6-й Вселенский Собор в лице 170 епископов повелел считать, что в Христе две воли, как и две природы. Таким образом, монофелитство, как и монофизитство, было осуждено.

 

К рассуждению.

Из содержания так называемых шести Вселенских Соборов можно отметить присутствие настоящего смысла только в Первом Соборе, ибо уже Второй Собор породил проблему «филиокве» до сегодняшнего дня. Все участники христологических споров на Соборах виновны в расколах, неоправданных гонениях, ибо, забыв предостережения Апостолов – «…не вступать в словопрения, что ни мало не служит к пользе», и «…пастырей ваших умоляю я [ап.Петр]: пасите Божие стадо, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду», - многие думали быть великими борцами, впереди других в защите правой веры, крепкими воителями против врагов ее. Не видна ли крепкая рассудительность, полное благоразумие в словах одного из пастырей того времени Василия Великого, желавшего людей умных остановить от исследования того, что выше человеческих сил? Он сказал: «Тайну, как родил Отец Единородного, надобно почитать благоговейным молчанием о ней. Исследование этого недоступно всем силам небесным, а не только человеческим».

Увлекшись догматическими спорами, 5-й и 6-й Вселенские Соборы не приняли каноны, касающиеся практической стороны жизни Церкви. Поэтому в 691-692 гг. был созван Собор, на котором было принято 102 канона по разрешению сложившихся проблем в Церкви. Этот Собор называется Трульским и считается продолжением 5-го и 6-го Соборов. Вот какие непорядки в Церкви были отмечены этим Собором:

  • священники вступали во второй брак с вдовами, блудницами, актрисами;
  • священники и монахи позволяли себе ходить на конские бега;
  • митрополиты и епископы практиковали ростовщичество;
  • святое причастие раздавалось за деньги;
  • богатым и знатным людям позволялось принимать причастие в золотые и серебряные сосуды, а потом дома приобщаться самостоятельно;
  • паствы церквей пристрастились к театрам, азартным играм, предавались языческим гаданиям и волхвованиям;
  • празднование Рождества сопровождалось обрядами;
  • практиковалось вытравление человеческого плода.

Духовное умирание Церкви привело не к покаянию, а к централизации власти: епископ, архиепископ – митрополит, патриарх – папа. Государству удалось вмешаться в дела Церкви и навязать ей «царство мира сего» – политику.

Islam

Победное шествие ислама.

Там, где звучало

«Слава Христу»

стали славить Аллаха и Магомета 

Именно в этот период истории в мире зарождается ислам. Ислам зародился в Аравии, жители которой исповедовали политеизм (греч.«многобожие»). Мухамед (570-632 гг.) стал проповедовать веру в единого Бога – Аллаха, записывая свои видения и откровения, которые впоследствии были сведены в Коран (араб. «чтение»). Исповедуя ислам, Мухамед приобрел последователей, которые стали называться мусульманами (араб.«рабы Божии»). Мусульмане множились числом, и с 630 г. начинаются их священные войны:

  • 640 г. завоеваны Сирия и Палестина, на Храмовой горе в Иерусалиме строится мечеть Омара;
  • 698 г. Северная Африка;
  • 712 г. Испания.

Ислам, впитав в себя половинчатость иудейства, христианства, зороастратизма, предлагал себя как единую религию для всей земли, которая устраняет все досегодняшние религии – языческие, иудейскую, христианскую. Это выразилось в афоризме: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет Его пророк». Хотя ислам допускал свободу вероисповедания, христианство преследовалось, местами истреблялось полностью, как в Северной Африке. Ислам всеми силами препятствовал благовестию.

В течение 70 лет ход истории в лице ислама изменил жизнь империи и Церкви. Церковь потеряла свою большую часть христианских территорий безвозвратно: были утеряны митрополии Александрии, Иерусалима, Антиохии. Таким образом, оставшимся митрополитам суждено было стать папой Римским и патриархом Константинопольским.

 

7-й Вселенский (Никейский) Собор 787 г. Этот Собор вошел в историю как иконоборческий.

Христианство первого века знало простую символику: 4-х конечный крест (иногда Х-образной формы), голубь, рыба, корабль. В IV веке иконография переходит к конкретным иллюстрациям деяний и изображению лиц Церковной истории, но почитания и поклонения этим иконам не было. Но уже, начиная с V века, некоторые епископы стали удалять иконы из храмов, видя суеверное почитание их паствой; так, в Марселе (598 г.) епископ выбросил такую икону в окно. Но все же иконопочитание, а за ним и неотделимое поклонение твердо укрепились в храмах и в жизни.

 

Византийцы этого периода в отношении икон проявляли следующее:

  • брали иконы в восприемники своих детей;
  • другие не брали в уста причастие, пока не положат его на «святые иконы»;
  • некоторые священники соскабливали краски с икон и примешивали их к вину причастия;
  • иные служили литургию по домам на иконах вместо церковных престолов.

К тому же на исламских территориях христиан обвиняли в идолопоклонстве.

Борьба с иконопочитанием была начата императором Львом III в 726 г. и продолжалась его сыном, внуком – вплоть до 820 г. На протяжении 100 лет иконопочитание подавлялось силою: непослушные церкви обкладывались невыносимыми налогами; изображения в храмах закрашивались, вырезались, сжигались; христиане, особенно монахи, преследовались: их бичевали, казнили, им резали носы, уши, выкалывали глаза, отсекали руки, жгли бороды и лица. Конца этому не было даже после 7-го Собора, который в лице 367 епископов утвердил иконопочитание.

 

Полное прекращение гонений наступило в 843 г., когда было отпраздновано торжество православия.

 

Отцы Церкви. Название «отец Церкви» появилось уже в III веке – так называли епископов, чтобы выразить свое уважение к ним. Это были люди, которые посвятили себя исследованию Писаний, чтобы вскрыть их богословское значение, либо были провозвестниками истины.Отцы Церкви, жившие до Никейского Собора (325 г.), называются доникейскими отцами, а с 325 г. – посленикейскими. Многие христиане нынешних дней могут выказывать удивление по поводу этих титулов, но это было, и потому история Церкви отражает это как факт. Письменные сочинения отцов Церкви изучаются и поныне – называется это патристикой.

ZlatoustИоанн Златоуст (347-407) родился в христианской богатой семье. Его мать овдовела в 20 лет, и хотя она была очень красивой женщиной, - многие аристократы искали ее руки – мать посвятила свою жизнь воспитанию сына. Иоанн получил хорошие знания, изучая также и риторику. Крещение принял в 21 год. После смерти матери ушел в монахи, где, покусившись на аскетические подвиги, заработал себе на всю жизнь язву желудка. Вернувшись к людям, стал жить тихой, но строгой христианской жизнью; был благороден, добродушен и нежен, далеко превзошел всех морально и духовно. Несмотря на то, что он имел неказистый вид – истощенное лицо, лысую голову, низкий рост – Иоанн привлекал к себе людей внутренним обаянием, был прекрасным проповедником.

С 398 г. он митрополит Константинопольский; обличал праздность духовенства, саму императрицу – за что низложен, сослан, умер в ссылке.

Письменные труды Иоанна являют практическое применение Евангелия для решения жизненных проблем. Он учил, что нельзя изменять совести и вере, что тяжесть креста не должна выводить христианина за рамки доброго поведения.

 

Феодор (350-428) епископ одной из Киликийских церквей. Его считают основоположником экзегетики (греч.«толкование»). Он не соглашался с распространенной в его время аллегорической системой толкования Писаний, настаивая на тщательном изучении грамматики предложений и исторического контекста, для того чтобы понять написанное.

AfanasiyАфанасий

 

Афанасий Великий (295-373) родился в богатой христианской семье, родители обучали Афанасия в известной катехизической Александрийской школе, где он получил прекрасное богословское образование. Именно он на 1-м Никейском Соборе, обличая учение Ария, убеждал всех, что Христос существовал от вечности и по сущности Своей един с Отцом. Через десять лет после Собора, когда ариан поддержал император, Афанасий был лишен сана епископа, пять раз отправлялся в ссылку (общее время изгнания 17 лет); клеветы, травля, милости и немилости императора не сломили его характера – он всегда оставался самим собой. В последнее время гонений, когда узнавал о готовящемся аресте, скрывался у друзей-монахов в пустыне. Афанасия называли «столпом».

VasiliyВасилий Великий (330-379) епископ Константинопольский, был другом Афанасия (В). Когда его кандидатуру выдвинули на Константинопольскую кафедру, то ариане возражали: «Мал ростом, слаб здоровьем». На что получили ответ: « Мы избираем епископа, а не гладиатора». Василий вел строгую аскетическую жизнь, боролся против зарождающегося обмирщения Церкви. Но наряду с этим не признавал и чрезвычайный аскетизм зарождающегося монашества. Именно Василию принадлежит благонамеренное устройство монашеской жизни, за что он справедливо считается основоположником монашества на Востоке. Василий добился перевода отшельников в монастыри, в самих монастырях исключил самому себе навязываемые страдания, приобщил монахов к общественно-полезному труду (работа в больницах, помощь крестьянам), создал монастырские школы.

Во время арианских споров император применил к верному пастырю угрозы. Посланцу императора Василий ответил: «Ты мне угрожаешь конфискацией имущества, но оно ничего не значит для человека, который ничего не имеет, если ты не желаешь получить этой скромной одежды и несколько книг, которые составляют все мое состояние. Изгнание? Но я его не знаю, так как не ограничен пространством. Если та земля, на которой я сейчас стою не принадлежит мне, то вся земля принадлежит Богу. Мучения? Но они не имеют силы для не имеющего плоти, кроме разве первого удара, в котором ты волен. Смерть? Но она для меня будет избавлением, так как скоро приведет меня к Богу, для Которого я живу и в большей мере умер, и к Которому спешу придти. Скажи императору, что ни насилия, ни убеждение не заставят меня принять неправое учение». Ошеломленный претор сказал, что до сих пор никто так с ним не разговаривал. «Скорее всего, потому, - последовал ответ, - что ты еще не встречался с настоящим епископом».

 

Амвросий (340-397) родился в семье префекта Галлии, получил прекрасное образование, служил имперским чиновником. Народным голосованием был избран епископом Миланской церкви, после чего раздал свое богатое имение нищим. Однажды готы вторглись в пределы его епархии и взяли много пленных. Амвросий распорядился переплавить золотые сосуды и церковные украшения в слитки для выкупа захваченных людей. Со стороны ариан последовало обвинение в святотатстве. Мудрый епископ на это заявил: « Лучше сохранить для Господа души, а не золото. Господь послал апостолов без золота и собрал церкви без золота. Золото не для того, чтобы копить его, а чтобы отдавать его, использовать для помощи нуждающимся. Лучше хранить живые сосуды, нежели золотые». Амвросий строго соблюдал заповеди, в высказываниях очень высоко ставил епископский сан. Будучи властным человеком, боролся с арианами, язычниками, иудеями; однажды одобрил сожжение синагоги. За избиение толпы восставшего города Солоники принудил императора к публичному покаянию, не допуская его к чаше.

 

Ieronim
Иероним
 Avgustin
 Августин

Иероним (347-420), будучи монахом, выучил древнееврейский язык, был секретарем архиепископа Римского. Будучи высоко образованным человеком, он страстно любил классическую литературу. Из-за этого Иероним переживал внутреннюю борьбу. Однажды он заболел и ему приснился сон, что в Судный день он услышал вопрос: « Кто ты есть»? – «Я христианин», - ответил ученый. Но Судья возразил: « Ты лжешь. Ты поклонник Цицерона». После этого он решил посвятить себя изучению Писания, удалившись снова на 35 лет в монастырь. Живя на подаяние знатной римлянки, к 400 г. сделал перевод Библии на латинский язык, названный Вульгата. Этот перевод послужил единственным источником слова Божьего для всех народов, зарождающейся Западной Европы.

 

Августин (354-430 ) родился в богатой семье, получил классическое языческое образование. Его мать была христианкой, молилась за его обращение ко Христу, и в свои 32 года Августин стал христианином. В 396 г. он уже был епископом церкви в городе Гиппон. Он написал более 800 книг богословско-исторического характера. Именно Августин в своем труде «О христианском учении» выразил принцип аналогии веры – «нельзя на отдельной части Писаний основывать какое-либо учение, которое противоречило бы общему направлению Писаний». Наряду с этим учил, что тысячелетнее Царство есть эра между Боговоплощением и Вторым пришествием Христа; оправдывал и поощрял крещение детей; одобрял справедливые войны. На его сочинениях в Западной церкви было создано учение о чистилище, где якобы души умерших очищаются перед восхождением на небо.

Именно учение Августина о том, что все люди согрешили «в Адаме» и что в результате все (включая младенцев) виновны и заражены грехом, привело к повсеместному крещению детей в церквях.

Августину принадлежат слова «в главном единство, во второстепенном свобода, во всем – любовь». Но в конце своей жизни он стал проявлять нетерпимость в вопросах веры, призывая к насильственному переубеждению еретиков: «Заставляйте их возвращаться в церковь! Заставляйте, если нужно, силой!».

 

Евсевий (265-339) – один из наиболее широко изучаемых отцов Церкви. Получив хорошее образование, он прочел все доступные сочинения своего времени, которые смогли принести ему пользу. Его главный труд – «Церковная история до 324 года», эта книга является лучшим источником знания истории Церкви первых трех веков.

 

ИТОГИ:

  1. Официальное признание государством Церкви послужило массовому обращению людей всех сословий в христианство. Большинство из них видели в этом просто смену государственной религии. Не понимая сути евангельской веры, эти христиане стали требовать в церковных богослужениях видимых образов и символов.
  2. Предоставленные государством льготы Церкви позволили светской власти вмешиваться в церковное устроение: императоры приобрели решающий голос на Вселенских соборах, в избрании епископов и митрополитов; получили право наказывать «непокорных» христиан смертью.
  3. Отступление Церкви от евангельских принципов привело к множеству ересей и расколов. Созванные по этому поводу Вселенские Соборы не разрешили возникшие проблемы, а лишь привели к неоправданной централизации церковной власти. Выработанное Соборное учение церкви привело к множеству человеческих преданий и постановлений, которые на деле устранили заповеди Божии.

 

 

 1.2 Жизнь Церкви до 313 года; учения, гонения. Монархический епископат. Расколы <=      => 1.4 Распространение христианства. Папа Римский. Патриарх Константинопольский. Разделение Церкви 1054 года

 

 

no events

Сегодня событий нет

<< < Август 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 31