Two of the New Orleans Saints’ most vocal veteran leaders supported other players around the league for using their "platform" to shed light on inequality in America, though it's unclear if any Saints players will join in with the recent national anthem protests around the league.

Saints safety Kenny Vaccaro is one who might consider joining the likes of Colin Mark Ingram Jerseys Kaepernick, Marshawn Lynch and Michael Bennett in sitting or kneeling during the national anthem. Michael Thomas Jerseys Vaccaro has increasingly voiced his support for their cause on social media, saying this summer that he understands even more why Kaepernick felt the need to "wake people up" and that he appreciates where he is coming from as someone of mixed race.

"We need to use our platform to help our situation, not be quiet. Willie Snead Jerseys C'mon bro, it's bigger than football," Vaccaro wrote Monday.

However, outspoken players like Vaccaro and running back Mark Ingram also chose not to separate themselves from the rest of their teammates with individual displays last year -- which was partly why the team opted to come up with a powerful display Brandin Cooks Jerseys of unity with their rival Atlanta Falcons on ESPN’s "Monday Night Football" during Week 3 of last season. The teams joined hands in a circle on the middle of the field following the anthem in that game. Saints veteran offensive tackle and union representative Zach Strief said the team has not discussed whether any players might consider any form of anthem protests or displays of unity this summer. Strief said the anthem is not the forum he would use, but he strongly supports the message of players who are pushing for equality and praised them for using their platform to do so.

"I think the reality is we have a platform. And guys using the platform I think is good. Drew Brees Jerseys That's part of what makes this country great is the ability to use your situation for good," Strief said. "And guys have different feelings on what is good and what is bad and there's always gonna be disagreements in that. And again, that's what's great about America is you can have that disagreement.

Библиотека

1.5 Церковь до начала Реформации; период ХI-XV вв

В конце первого тысячелетия история Западной церкви представляет собой одну из самых мрачных страниц: разнузданность, разврат, преступления и невежество были обычными среди духовенства. Пастыри хвалились друг перед другом своими собаками, соколами, быстрыми скакунами, красивыми любовницами, думали только о вкусной еде, прекрасных винах и других житейских прелестях. Едва умея читать и совершенно не понимая написанного, они мало заботились о духовных нуждах прихожан, развращая их своим пагубным примером. Нередко они имели детей от своих духовных дочерей, водили в бой воинов, обагряя руки кровью, играли в кости, охотились и пьянствовали. Многие монахи бродили по городам и селам, не придавая значения своим обетам. Но верх безобразий творился в Риме: здесь знатные и красивые, но неслыханно распутные женщины возводили на папский престол своих любовников, сыновей, прижитых в разврате, и родственников. Один из таких пап Иоанн XII превратил Латеранский дворец в настоящий вертеп; он завел целый гарем и не останавливался даже перед кровосмешением. Кощунство его не знало границ: он посвящал в епископов мальчиков; во время попоек пил «за здоровье дьявола»; играя в кости, взывал о помощи к Юпитеру и Венере; любовницам дарил церковные сосуды; поломниц бесчестил у самой гробницы ап. Петра; лиц, чем-либо вызвавших его неудовольствие, оскоплял или выкалывал им глаза. Он охотился, дрался, поджигал, убивал, нарушал клятвы, но не забывал писать и богословские труды, которые и сейчас имеют признание в Римской церкви. Нынешних сторонников догмата о непогрешимости папы не особо беспокоит нравственные качества Иоанна XII; по римской доктрине его личная жизнь остается на заднем плане.

 

Но не все ростки истины были затоптаны. Там и сям раздавались вдохновенные проповеди против неправого господства и зла в церкви. С течением времени, силы сторонников возвращения чистоты церкви окрепли. Во главе этого движения встали иноки Клюнийского монастыря (Клюни – место на юге Франции). Клюнийцы требовали ввести запрет на браки духовенства и уничтожения симонии (продажи церковных должностей), которая делала церковные должности достоянием недостойных лиц. Кроме того клюнийское движение боролось за право монахов самим избирать своего аббата, ибо проблемой того времени были владельцы земли, на которой находились монастыри; они часто навязывали своих настоятелей и грубо вмешивались в дела монастырей.

GildenbrantДвижению за преобразование Западной церкви не хватало энергичного руководителя. И он скоро нашелся в лице нового папы Григория VII Гильденбранта, выдвинувшего идею бесконечного превосходства духовной власти над светской. Его правление стало переломным моментом в истории Западной церкви и на несколько столетий определило направление церковной политики Рима.

 

Первые удары новый папа нанес по симонии и брачной жизни духовенства. Если искоренение симонии в своем большинстве имело поддержку, то требование безбрачия встретило сопротивление. Многие Поместные соборы приняли решение о неповиновении. Папа через своих легатов обратился к мирянам за помощью и те ревностно принялись помогать папскому престолу: клириков насильно разлучали с женами, лишали средств существования и калечили самым варварским образом. Духовенство отвечало насилием на насилие, но Рим постепенно одолевал.

В 1075 г. был издан знаменитый документ «Диктат папы», устанавливающий новое воззрение Западной церкви на власть:

  • главенство папы Римского во всем христианском мире;
  • право папы низлагать королей и разрешать народу не повиноваться им;
  • папа в силу своего избрания становится святым.

Столкновение королевской и папской власти было неизбежным. Произошли взаимные анафемы германского короля и папы. Началась борьба, и снова победил Рим. Императору пришлось пройти через унижения, исполняя волю папы. Генрих вынужден был совершить поездку в Италию, где предстал перед папой в одеждах кающегося грешника и, стоя голыми ногами на снегу, молил папу о прощении.

Короли присмирели.

Заручившись лояльностью светской власти, римский престол стал подумывать о распространении своего влияния на земли и народы, которые не охватывала католическая вера. И решено было это сделать с помощью рыцарских мечей.

Pohod

Призыв к крестовому походу:

«На то Божья воля! На то Божья воля!»

История показала, что воли Божьей не было.

В 1095 г. папа Римский на Клермонском соборе призвал к Крестовому походу против неверных (мусульман) для освобождения Гроба Господня. Участникам похода заочно отпускались все грехи, обещалось, что всякий бедняк на Святой Земле будет сказочно богат. Император Константинопольский, изнемогая в борьбе с мусульманскими захватчиками, также ратовал за Крестовый поход.

 

В 1096 г. более одного миллиона бедноты со всей Европы двинулись к Иерусалиму. Выступившее войско не отличалось дисциплиной, представляя собой плохо вооруженные толпы бродяг. По пути в Святую Землю эти толпы устроили избиение евреев в самой Европе. Так, например, в г.Майнце была сожжена синагога, убито более 1300 евреев всех возрастов. Достигнув Палестины, горе-освободители были перебиты турками.

 

Ровно через год в поход выступили до 600 тысяч рыцарей. Многие из них осели в захваченных городах, так что к Иерусалиму дошли только 50 тысяч. Поскольку речь шла о христианском деле, крестоносцы обратились за помощью к Богу, и босыми ходили вокруг города с покаянными песнями. Через несколько дней они бросились на приступ. Иерусалим был взят штурмом. В страшной бойне крестоносцы перебили всех жителей города, в живых остались только губернатор и его свита. На храмовой горе рыцари стояли по щиколотку в крови убитых, а погибло в тот день до 100 тысяч человек. Воодушевленные победители на коленях перед Гробом Спасителя пели молитвы и плакали, посвящая свою жизнь Христу. Затем они шарили по захваченному городу, хватая все без разбору -–ослов, лошадей, золото, серебро.

 

Завоевав часть земель Палестины, рыцари образовали свои небольшие владения – государства крестоносцев, которые стали подвергаться нападению египтян. Папа Римский вновь призвал к Крестовым походам, сказав, что Господь на небесах начал терять свою землю. Так, на протяжении 150 лет было совершено шесть Крестовых походов. Именно в это время стали организовываться рыцарские ордена тамплиеров (храмовников), иоанитов для защиты паломников, ухода за ранеными и больными.

Иерусалим, другие города Палестины попеременно переходили из рук в руки, становясь то христианскими, то мусульманскими.

 

В 4-м Крестовом походе (1203 г.) крестоносцам вздумалось захватить столицу православной Византии – Константинополь. Город был взят штурмом, подвергся разграблению, храмы были осквернены, священные реликвии отправлены на Запад. Более полувека Восточная церковь насильно была подчинена папе Римскому. И лишь в 1261 г. восточный император Михаил Палеолог освободил Константинополь от католиков, восстановив православие.

 

Интересна история 5-го похода, названного Детским (1212 г.). Видя бессилие взрослых, Христос в одеянии пилигрима якобы явился 12-летнему французскому пастушку Этьену и призвал возглавить в поход на Иерусалим детей. Так начался крестовый поход детей Франции и Германии за освобождение Святой Земли. Около 7 тысяч детей достигли Италии, отплыли на кораблях. Впоследствии корабли захватили пираты, детей продали в рабство.

 

Эпоха Крестовых походов знаменательна еще и тем, что она породила продажу индульгенций (лат. «оказывать снисхождение»). В Римско-католической церкви индульгенции представляют собой грамоты-свидетельства, выданные за отпущение грехов. Существует перечень всевозможных проступков и грехов с указанием суммы денег, уплачивая которые, человек освобождался от них. Индульгенции предусматривают прощение даже несовершенных грехов. Система индульгенций частично сохранилась до наших дней.

Indulgensiya

Продажа индульгенций


В 1215 г. 4-й Латеранский собор Западной церкви утвердил догмат о пресуществлении, установив, что только в Римско-католической церкви человек может быть причастен к Христу и иметь спасение. При этом догмат собора приписывал, что Тело и Кровь Христа присутствуют в обоих видах (в хлебе и в вине), поэтому миряне должны причащаться хлебом, чашу принимали только священники. Это правило у католиков существовало до 1962 г., когда 2-й Ватиканский собор разрешил причастие для мирян хлебом и вином. Собор учредил институт епископской инквизиции, отныне епископы были обязаны выявлять ересь в своих епархиях и искоренять ее. Акты собора постановляли, чтобы при каждом храме должна быть школа и что обучение в этих школах должно быть доступным для бедняков. Духовенству было предписано воздерживаться от посещения театров, участие в играх, охоте и других развлечениях. Он установил, что все верующие должны по крайне мере раз в год исповедоваться в грехах. Собор запретил использование новых мощей и реликвий без одобрения папы. Он потребовал, чтобы в христианских землях все иудеи и мусульмане носили особую, отличительную одежду. Было признано незаконным, взимать плату за совершение таинств. Были осуждены альбигойцы и вальденсы. Все перечисленные меры казалось бы подводили христианский мир к идеалу «одна паства с одним пастырем», но история показало иное.

 

В XII в. зарождается схоластика (лат. «место, где учат»). До этого времени изучение и объяснение законов природы, мира существовало в монастырских школах. Со временем мир приходит в более динамичное развитие. Появляется необходимость обосновать научно его политическое, церковное и философское единство. Этим занимались в основном ученые-монахи, которых и называли схоластами. Содержанием их учения была Библия, каноны и символы веры соборов, сочинения отцов Церкви, а также философия Аристотеля. Схоласты пытались появляющиеся научные открытия привести в соответствие с церковным богословием. Девиз схоластов был – «Верю, но хочу понять».

AkvinskiyОдним из выдающихся схоластов своего времени был Фома Аквинский – он был нищенствующим францисканцем. Его труд «Сумма теологии» содержит 3000 статей и дает ответы на 600 вопросов. «Сумма теологии» стала классическим богословием Римско-католической церкви. Самое гениальное в этом труде то, как автор сумел примирить религию и науку. Бог дал человеку рассудок и веру. Рассудок есть основа науки – принадлежит ученым, вера есть основа религии – принадлежит церкви.

 

Монастырские школы по причине большого числа студентов, желающих обучаться у схоластов, уже не могли обеспечить обучение, и церковь приступает к созданию университетов. В 1400 г. в Европе уже было 75 университетов. В средневековых университетах могли заниматься юноши с 14 лет. Студенты пользовались привилегией служителей церкви. Обучение велось на латыни; даже перевод Библии на родной язык был строго запрещен. Учебников не было – приходилось все запоминать. Университеты полностью служили церкви – они готовили для ее иерархии служителей. 

 

Наряду с восторженными откликами и важности схоластики были и другие мнения. Их высказывали люди, которые сожалели о сложности ученого богословия в сравнении с простотой Евангелия. «Какая вам польза, если вы можете с большим знанием дела рассуждать о Троице, но в то же время не проявляет смирения и тем самым оскорбляете Троицу. – Высказывал свои взгляды оппонент той поры. – Воистину, громкие слова не делают человека святым и праведным. Но добродетельная жизнь делает человека желанным для Бога. Лучше на деле испытывать раскаяние, чем уметь дать ему определение. Вы можете выучить наизусть всю Библию и все высказывания философов, но какую это принесет пользу, если у вас нет Божьей любви и благодати. Суета сует. Суета есть все, за исключением любви к Богу и служения только Богу».

 

В средние века Западная церковь являлась крупным землевладельцем; пашни, пастбища со стадами, дороги через перевалы в горах, торговля хлебом, вином, солью – всем этим владели епископы и аббаты, которые редко знали Писание, но зато в полноте владели законами о налогах и землях. По причине таких богатств многие дворяне становились аббатами.

Появилось множество монашеских орденов. Некоторые простые верующие, видя, как обогащается верхушка церкви, устремились к созданию нищенствующих братств – их желанием было реформировать разбогатевшее монашество. Члены нищенствующих орденов давали тройной обет – бедности, целомудрия и послушания. Наибольшего признания добились два ордена: францисканцы и доминиканцы.

AssizskiyОснователем ордена францисканцев был Франциск Ассизкий. Настоящее имя Франциска было Джовани Вернароде. Он родился в 1181 г. в богатой семье торговца. В свои 27 лет, прочитав в Евангелии о богатом юноше, Франциск раздал свое имение бедным и стал странствующим проповедником. В 1210 г. он получил благословение самого папы Римского. В 1219 г. сопровождал войско крестоносцев, был взят в плен. В плену имел беседу с самим султаном Саладином, который, видя бесстрашие и веру Франциска, отпустил его на волю. О Франциске Ассизком есть множество преданий. По одной из них, он прославился проповедью не только беднякам, но и птицам. В 1224 г. ему явился распятый Иисус, после чего монах обнаружил раны (стигматы) Христа на своих руках и ногах. Его последними словами были: « Я исполнил свой долг. Да покажет вам Христос ваш долг. Приветствую тебя, сестра Смерть.» Ф.Ассизкий почитается святым Римско-католической церковью. В ордене францисканцев особое значение придавалось послушанию папе Римскому. Благовестники этого ордена достигли Пекина, первыми ступили на земли Америки. Орден создавал больницы, в которых монахи ухаживали за больными. За это они пользовались большой любовью людей. Во время эпидемии чумы, 1348-49 гг., когда умерло 1/3 всего населения Европы, монахи-францисканцы бесстрашно принимали больных – при этом умерло 10 тысяч самих монахов-медиков. Хорошо сознавая искушения, которым подвергался орден, достигая все большего успеха, Франциск написал завещание, запрещавшее его последователям иметь что-либо в пользовании и изменять «Устав» на менее строгий. Однако новые руководители сумели обойти это завещание и орден стал богат.

 

Ф. Ассизский говорил: «Проповедуйте Евангелие. Занимайтесь сим непрестанно. Если нужно – пользуйтесь словами».

Мало кто следовал этому совету. Церковь стояла на ином благовестии – схоластике, индульгенции и мече.

 

Основателем ордена доминиканцев был испанский священник Доминик. Доминик, видя целомудрие еретиков-альбигойцев и алчность аббатов, епископов, решил жизнью и словом обратить еретиков-отступников в лоно церкви. Монахи этого ордена были ревностными благовестниками и просветителями, имели строгую централизацию от папы и назывались «гончими Господа». С самого начала орден уделял большое внимание учебе. В этом вопросе Доминик отличался от Фрациска, не желавшего, чтобы у его монахов была даже Псалтырь, и с подозрением относившегося к учебе. Доминиканцы считали, что для успешной борьбы с ересью у них должны быть глубокие знания (в последствии францисканцы стали думать также). Основной целью доминиканцы ставили проповедь и обучение, а бедность была дополнительным средством к успеху. В 1232 г. папа передал в ведение францисканцев и доминиканцев инквизицию, и с этого момента доминиканский орден стал обладать крупными имущественными корпорациями, отказавшись от идеала нищенской жизни.

 Pitki-2

Инквизиция (лат. «расследование») – созданный Римским папой церковный суд над еретиками. Это ведомство просуществовало до 1835 г. За свою более полутысячелетнюю историю инквизиции, число ее жертв достигло 12 млн.человек. Специальными указами папы всем верующим предписывалось доносить инквизиции о любом подозрительном человеке, поэтому пышно процветали шпионаж и доносы. Судебные процессы велись тайно, с применением самых изощренных и жестоких пыток.

У обвиняемых в ереси не было никаких шансов защититься перед учеными-инквизиторами. Перед началом дознания истязатели коленопреклонно молились, а в это время жертву кропили святой водой. До судебного разбирательства защитники не допускались. Вел процесс инквизитор, бывший одновременно и судьей, и обвинителем. Приговор нельзя было опротестовать. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, редко приговаривали к штрафу, чаще – к тюремному заключению (на срок или пожизненно). Те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре. В исполнении казни были заинтересованы светские власти (они исполняли приговор), инквизиторы и доносчики; всем им по закону причиталась часть конфискованного имущества осужденных.

 Pitki

Пытки в застенках

 

Более всего инквизиция постаралась в борьбе с ведьмами. В средние века богословы Западной церкви учили, что любой из видов колдовства по сути своей есть договор между колдуном и дьяволом. Подобная сделка с дьяволом глубоко оскорбительна для Бога. Поэтому все колдуны есть предатели христианской веры и должны быть наказаны как еретики. И даже, если сам колдун не сознает, что спутался с дьявольским отродьем, он тем не менее заключает своеобразную молчаливую сделку с дьяволом и, следовательно, повинен в ереси и подлежит суду инквизиции.

Soggenie

Сожжение ведьмы

 

Это семя попало на благодатную почву инквизиции, которая стала отыскивать в ученых трудах схоластов все новые поводы для обвинений, в которых под пытками жертвы вынуждены были «признаваться». Началу борьбы с ведовством положил папа Иоанн XXII (1316-1334), который сразу же после своего вступления в должность приказал сжечь на костре епископа своего родного города Кагора, поскольку тот якобы околдовал его. С этого момента в смертных приговорах, выносимых инквизицией, все чаще стали появляться обвинения «в еретическом колдовстве».

Собранные материалы ведовских процессов формировались в новую богословскую науку демонологию, согласно которой ведьмы и колдуны объединились в некую «ведовскую секту», созданную и направляемую самим дьяволом, адскую рать, объявившую войну христианской Церкви. Труды и книги по демонологии серьезно изучались богословами на Базельском соборе (1431-1449 ), после которого папа призвал всех инквизиторов Западной Европы разыскивать разоблаченные собором ведовские секты и безжалостно их уничтожать.

 

После папского призыва твердыня разума окончательно пала, и одержимость ведовством, подобно отравленной туче, нависла над христианским миром Запада. Это безумие охватило не только канонические территории Римско-католической церкви, но и территории протестантских церквей. Сам Мартин Лютер был сторонником сурового наказания для ведьм и колдунов. Подобно своим католическим противникам, Лютер также руководствовался в этом вопросе Ветхим Заветом: «Ворожеи не оставляй в живых». Так, в Виттенберге, «столице Реформации», в 1540 г. сожгли ведьму и трех колдунов. И после смерти Лютера протестанты безумствовали также, как и католики.

Особенно безжалостной охота на ведьм была в Германии, Франции и Швейцарии. Европейцы были в страхе, но храбрые люди дерзали противостоять всеобщему помешательству. Одним из таких людей был голландский врач Иоганнес Вир (1515-1588). Он опубликовал свою книгу «О демоническом наваждении». Из названия книги видно, что охотники на ведьм были сами одержимыми людьми. Именно им дьявол внушил учинить бойню людей, преступив тем самым заповеди милосердного Господа.

 

Подобные взгляды ширились и, наконец, разум восторжествовал; в 1782 г. в Швейцарии была казнена последняя ведьма, Задумаемся об этой дате – 1782 год! Всего по ведовским процессам во всей Европе было казнено около 100 тысяч человек.

 

* * *

В XIV-XV вв. всем европейцам стало очевидно, что Римско-католическая церковь пришла в упадок.

 

Папство строило храмы, дворцы, в которых велась светская шумная жизнь, далекая от христианской. Папы выступали меценатами многих видов искусств, на что расходовались фантастические суммы церковных денег. Будучи покровителями искусств, они одновременно являли себя аморальными личностями. Целибат, не свойственный человеческой природе, приводил многих служителей церкви – в том числе самих пап, кардиналов, епископов – к незаконному сожительству с женщинами. Папы и кардиналы имели по нескольку любовниц, которые рожали незаконных детей. Незаконнорожденные дети под опекой папы-отца впоследствии становились служителями церкви, занимая высокие должности. Так стали появляться могущественные кланы. В своей борьбе за власть в ход шло все – подкупы, убийства, отравления, войны – даже с привлечением мусульманских армий. Один из пап сказал: «Бог даровал нам папство, так позвольте нам наслаждаться им».

 

Среди участников Триданского собора (1545 г.) было настолько много духовных особ, больных сифилисом, что папа Павел III был вынужден пригласить именитого врача для лечения этих пастырей.

Епископы были богатыми землевладельцами, не занимались своими епархиями, не знали богословия и почти не совершали богослужений.

Налоги, сборы от совершения таинств (крещение детей, брак, похороны, посвящение в сан) шли на неприкрытую роскошь и трату папского двора. Кроме обычных налогов с крестьян брались принудительные десятины за землю, поэтому по всей Европе стали наблюдаться крестьянские восстания. Каждый новоизбранный папа изыскивал порой просто непостижимые уму налогообложения, в народе по этому поводу горько шутили: «Господь не хочет смерти грешнику – Он хочет, чтобы грешник жил и платил».

Люди видели, что структура иерархии Западной церкви не соответствовала Библии, ибо с изобретением книгопечатания стал возможен доступ человека к индивидуальному изучению Писаний, которые проливали свет на ложные догматы церкви.

 

Церковный кризис на Западе особенно обострился в связи с Авиньонским пленением. Так, в 1305 г. очередной папа перенес свою резиденцию из Рима в Авиньон, на Юг Франции, попав тем самым под влияние французских королей. Извечная соперница Франции – Англия, не желала платить налоги в папскую казну, которой бы воспользовалась Франция. Возник конфликт. Далее были избраны двое пап: один в Авиньоне – ему подчинялись Франция, Испания, Шотландия и Южная Италия; другой папа в Риме – его поддержали Англия, Германия, Скандинавские государства и Северная Италия. Это событие вошло в историю под названием Великий раскол 1378 года.

Великий раскол показал, что в Европе образовались новые национальные государства, в которых требовалась сильная власть, без духовной опеки папы Римского. Назревала реформа церкви, и в мире появились люди, способные составить оппозицию диктату папства.

 

Предтечи Реформации – такое название дала история людям, чей искательный ум и деяния были направлены на восстановление истины и провозглашение ее в недре Римско-католической церкви.

 

Мистики (греч. «таинственные»). Средневековые мистики были живым свидетельством желания человеческого сердца иметь прямое общение с Богом, когда Церковь утопает в формализме, со своими холодными религиозными обрядами, совершаемыми духовенством. Движение мистиков было и выражением протеста против смуты времени в разложившейся Римской церкви. Великий раскол привел к тому, что люди стали подвергать сомнению авторитет священства, устремляясь к прямому общению с Богом.

Но мистицизм не побуждает человека искать Бога через исследование Писаний, он являет лишь пассивное внутреннее созерцание Бога, как бы растворяя Бога в Его творении. Поэтому на более верном пути оказались те, кто склонялись вернуться к библейским идеалам Церкви, описанные в Новом Завете.

 

Альбигойцы (XII в.) или катары (греч. «чистые»); название «альбигойцы» получили христиане одной общины, которая находилась в г.Альби на Юге Франции. Альбигойцы взяли Новый Завет за основу своей веры, считая, что для спасения души необходимы покаяние и вера в Иисуса Христа. Они осуждали использование любых предметов в поклонении; возражали против учения о пресуществлении, о чистилище; не признавали авторитет папы.

Наряду с этим впали в заблуждение гностиков, отрицали Божественность Христа и Духа Святого. Были уничтожены крестовыми походами и инквизицией.

 

Valdo 

Вальденсы (XII в. и до сего дня). Петр Вальдо, богатый купец Лиона, в 1176 г., прочитав Новый Завет, отказался от богатства, оставив себе самое необходимое для проживания семьи. Он организовал отряд «Бедные люди» из мирян, чтобы благовествовать Евангелие. После этого последовал запрет папы и отлучение от церкви. Начавшиеся гонения вынудили их укрыться в Альпах, где они оставались вплоть до Реформации.

Взгляды вальденсов: каждый христианин должен иметь Библию на родном языке для руководства в вере и жизни; они признавали как таинства только хлебопреломление, крещение и рукоположение; в иерархии церкви имели только епископов, пресвитеров и диаконов. Своим союзникам вальденсы разрешали оставаться в Римско-католической церкви.

 

ViklivДжон Виклиф (Уиклиф) (1328-1384), преподавая богословие в Оксфордском университете, высказывал свои взгляды на устройство церкви: Христос, а не папа – есть глава Церкви; Библия, а не Церковь – есть авторитет верующего человека. Виклиф подверг критике ложность римского догмата о пресуществлении, утверждая, что Христос в причастии присутствует духовно. Таким образом, священник на мессе не в состоянии влиять на спасение человека путем запрета принимать хлеб и вино.

Учение Виклифа совпало по времени с конфликтом Великого раскола. Английский парламент запретил в стране все права папы Римского, поэтому взгляды Виклифа были легальны и угодны правительству, что обеспечило ему защиту от костра. По взглядам Виклифа, вся законная власть исходит от Бога. Но эта власть должна строиться на примере Христа, Который пришел, чтобы служить, а не чтобы служили Ему. Власть, используемая в своих интересах, или же, выходящая за пределы своих полномочий, не истинная власть, а узурпация. Таким образом, нельзя считать законной любую так называемую церковную власть, которая собирает налоги ради собственной выгоды или вмешивается в дела, выходящие за рамки духовных вопросов.

Vikliv uchenie

Д. Виклиф защищает евангельское учение о Церкви

 

Виклиф перевел Библию на английский язык. Его последователи – «лолларды» (от насмешливого – «бормотать»), имея рукописные Библии, шли в народ, проповедуя свое понимание христианской веры. В конце своей жизни Виклиф все же был осужден Лондонским собором за высказывание своих взглядов, но успел мирно отойти в вечность. И все же останки его праха были эксгумированы, сожжены, пепел выброшен в реку. Студенты из Чехии, обучавшиеся в Англии, перенесли учение Виклифа на свою родину.

GusЯн Гус (1373-1415), ректор Пражского университета, стал проповедовать учение Виклифа, бросив вызов Римскому папству. В своих проповедях Гус, критиковал безудержную жажду сребролюбия. «Последний грошик, который старушка завяжет себе в покрывало, чтобы уберечь его от вора или разбойника, это грошик сумеет у нее выманить священник и монах, - говорил Гус. – Богатство отравило и испортило церковь. Откуда войны, отлучения, ссоры между папами и епископами? Собаки грызутся из-за кости. Отнимите кость – и мир будет восстановлен… Откуда подкуп, симония, откуда наглость духовных лиц, откуда прелюбодеяния? Все от этого яда.» Такие высказывания незамеченными быть не могли. Последовало отлучение, но народ встал на защиту реформатора. Был созван собор в Констанце, куда явился Я.Гус для защиты своих утверждений. Он имел охранную грамоту императора. Гус был арестован, так и не выступив на соборе. Поначалу император Сигизмунд пришел в сильный гнев и объявил о своем намерении силой освободить узника. Но спустя некоторое время он резко сбавил тон и предоставил духовенству полную власть над судьбой своего подзащитного. Состоялся суд. Я.Гус отказался признать свои взгляды заблуждением, за что был сожжен на костре. Узнав о казни своего пастрыя, народ и дворянство, торжественно заявили продолжить дело Гуса, отказавшись от повиновения папе. Оппозиция организовалась в движения: «гуситы» были в основном представителями дворянства и буржуазии; «табориты» были крестьянами. Папа призвал германского императора к крестовому походу против гуситов, но у стен Праги императорские войска были наголову разбиты таборитами под руководством Ян Жижки. Последующие нападения в 1421–1431 гг. были также отбиты.

Gusiti

Община гуситов. Причащение всех членов церкви от чаши стало основой этих христиан

 

После начавшихся переговоров с папой многие богемцы вернулись в лоно католической церкви, другие организовались в «Союз братьев». Началось время новых преследований и «Союз…» рассеялся, но в будущем мы увидим этих последователей под названием «моравские братья».

 

Savonarola  Савонарола (1452-1498), доминиканский монах, был видной церковной фигурой во Флоренции. Выступая за реформу церкви, он обличал коррупцию и аморальность папства. Савонарола был убежден, что роскошь лежит в корне всех пороков, которые он порицал. Поэтому он практиковал в городе сожжение «суетных вещей»: на главной площади сооружалась пирамида дров, в нею укладывали «суетные вещи» – одежду, драгоценности, парики, дорогую мебель. Затем под торжественное пение все сжигалось. Реформатору предложили за молчание должность кардинала, но он отказался. После отказа Савонаролу предали инквизиции; 14 раз под пытками он признавался в несуществующих преступлениях и каждый раз впоследствии отказывался от своих показаний. В конце концов, был повешен. 
 Erazm Эразм Роттердамский (1466-1536), был незаконнорожденным сыном голландского священника. Из-за бедности принял духовный сан, но вскоре подверг острой критике суеверные поклонения католиков святым реликвиям и мощам, паломничество и пустые церковные ритуалы, которые составляли большую часть повседневной жизни христиан того времени. Его остроумием восхищалась вся Европа. В 1516 г. Эразм впервые издал Новый Завет на греческом языке, что позволило богословам провести точное сравнение Апостольской Церкви с Римско-католической – сравнение было решительно не в пользу последней. Эразм Р. был в дружбе с Лютером, но оставался всю жизнь гуманистом, утверждая, что человек не может быть полностью испорчен; он так и не стал реформатором, отойдя в вечность римским католиком. 

 

Папство, видя тревожное положение дел, решилось на проведение реформаторских соборов, которые длились целые 60 лет. Но, не получив желаемого, чтобы «и волки были сыты, и овцы – целы», вернулось к деспотизму.

 Torkvemada

В 1480г. испанскую инквизицию возглавляет Томас Торквемада. До своего назначения на этот пост он был монахом-доминиканцем, горячо поддерживающим единство католической веры. Из рук Великого инквизитора не ускользнул ни один еретик, и никакой грешник не мог рассчитывать на снисхождение или мягкосердечие. За 8 лет своего труда на «благо церкви» было сожжено 10 тыс. человек и пострадали около миллиона. Последним знаменитым деянием Великого инквизитора было изгнание из Испании 800 тыс. евреев, которым было велено креститься или оставить страну. Евреи попробовали откупиться. Испанский король Фердинанд был готов принять это предложение, но Торквемада сумел остановить сделку. Он пришел к королю с распятием в руках и сказал: «Иуда предел Сына Божия за 30 серебренников, Ваше высочество, быть может, хочет продать Его за 300 тысяч. Он здесь. Вот он, возьмите и, если хотите, продайте…» С этими словами Торквемада положил распятие и удалился. Испанское изгнание евреев было одним из самых страшных гонений в истории этого народа.

 

Ужас и мрак покрыл Европу.

Наряду с историей европейской церкви, есть малоизвестные страницы христианства на землях открытой Америки. В 1492г. Колумб ступил на землю Нового Света. Началась новая страница истории Церкви. Папа предоставил испанской короне исключительную власть над церковью на новых землях. Во второй экспедиции Колумба были семь миссионеров, задачей которых было обращение индейцев в христианскую веру. Но испанские гранды, устремившиеся в Новый Свет, имели другие цели – достижение богатства и славы. В результате индейцы нещадно эксплуатировали и истребляли. Издаваемые в Испании законы, направленные на защиту индейцев, часто не выполнялись. Поселенцами была придумана система энкомьенды («опеки»). Так как, обращать индейцев в рабов было запрещено, то под предлогом их приобщения к христианству, индейцев отдавали «под опеку» поселенца. За эти «блага» индейцы должны были работать на своего господина. Помимо этого их просто делали рабами, направляя на адский труд в золотые рудники. Для пополнения рабочей силы испанцы стали ввозить и чернокожих рабов.

 

Какую позицию занимала церковь в этом вопросе?

Высшая иерархия церкви – это были люди, получившие назначение благодаря связям при дворе – поддерживала рабство. Многие священники и большинство миссионеров, наоборот, связали свою судьбу с индейцами. Миссионеры – ими были францисканцы, доминиканцы и иезуиты – жили среди народа и знали его нужды. Их обет нищенствования и простота образа жизни позволяли им жить среди индейцев и видеть вред колониальной политики. Поэтому миссионеры стали защитниками индейцев от грабежей европейских поселенцев. Особенно в этом преуспели иезуиты, за что подверглись изгнанию из Нового Света в XVIII веке.

 

Миссионеры селили обращенных индейцев в специально отведенные христианские деревни (миссии): здесь была церковь, жилые домики, хранилища с пищей, мастерские. Такие деревни стали со временем богаты; к 1731г. в них проживало 140 тыс. индейцев. Работорговцам и поселенцам нужны были рабы и они стали нападать на такие деревни. В ответ иезуиты стали вооружать индейцев и давать отпор. Пошли жалобы со стороны нападавших. Чтобы не потерять свою власть в Европе, папа предал церковь Нового Света, отдав на разграбление христианские поселения индейцев.

 

История знает добрых миссионеров – иезуитов не только среди индейцев, но и среди африканцев, привезенных в качестве черных рабов в Новый Свет. Имя одного из них Педро Клавер (1582-1654). В юности он стал иезуитом и отправился миссионером в Новый Свет. Здесь Клавер увидел нечеловеческие страдания привезенных черных рабов. Миссионер дал обет пред Господом служить этим людям, написав: «Педро Клавер, служитель чернокожих на век». Он сумел убедить братьев – иезуитов выкупать африканцев из рабства, настаивая, что они равные им люди, нуждающиеся во Христе. Клавер со своим переводчиком встречал каждое судно с рабами. Он оказывал им любовь: уносил трупы умерших (ибо их не убирали), живых поил водою, кормил свежими фруктами, одевал нагих в одежды. После этого миссионер пытался проповедовать Евангелие. В то время распространенной болезнью среди рабов была проказа. Те, кто ею болел был изгоняем. Для них Кловер открыл лепрозорий, где служил обреченным большую часть времени. Он также занимался лечением рабов, зараженных оспой и выброшенных на произвол судьбы. Белое общество Картахены (здесь трудился Кловер) считало его странным и не умным человеком, но он смиренно соглашался с этим, чтобы не случилось бунта против его служения.

В конце жизни Кловера разбил паралич, и он с трудом мог приходить в порт. Видя страдания черных рабов, он плакал о том, что не может им помочь. В последние дни жизни великого мужа Картахена осознала, что вот-вот Божий человек отойдет в вечность. В келье Клавера побывали все богатые и бедные жители города, взяв с собою какую-нибудь реликвию из его вещей. Смерть Кловера оплакивали не только рабы, но и те, кто при жизни презирал его.

 Ksavier
 Франциск Ксавьер

Помимо Испании, Португалия была первенствующей в открытии всего морского побережья Африки, Индии, Индонезии, Китая и Японии. Первыми на эти земли ступали не только ноги португальских солдат, но и ноги миссионеров и иезуитов и доминиканцев, которые бесстрашно шли в глубь континента. Провидением было определено, чтобы добрые семена Евангелия были посеяны на этих землях и дали всходы. Король Португалии, услышав о миссионерских успехах иезуитов, попросил главу ордена послать на Восток кого-нибудь из них. Был послан один и это был Франциск Ксавьер (1506-1552). Он прибыл в Индию и стал проповедовать Евангелия жителям деревень. Миссионер подготовил нескольких своих обращенных к проповеди, которые сами начали проповедовать и крестить. Крещение принимали в основном мореходы и искатели жемчуга – эти люди считались низшей кастой Индии. Кастовая система имела глубокие корни в индийском обществе. Людям из разных каст не разрешалось даже есть вместе. Поэтому многие обращенные приняли христианство, как переход в высшую касту португальцев, так как иезуиты причащались с индийцами из одной чаши. Обращенных было тысячи. Члены высших каст противились проповеди христианства, поэтому во многих местах имели случаи мученической смерти. Сам Ксавьер был ранен стрелой.

Неутомимый миссионер не желал оставаться на одном месте. Он поставил в христианских деревнях иезуитов-священников, покинул Индию и отправился в Японию. Нестабильность политической обстановки в стране предоставило Ксавьеру свободу проповеди. Обратившихся в христианство было около 300 тыс. японцев. Но вскоре зарубежных миссионеров изгнали из страны, а японцы-христиане подверглись жестоким гонениям. Многих из них распяли на крестах. Японские церкви перешли на нелегальное положение, но продолжали таять. Однако, три века спустя, пришедшие вновь на японскую землю, протестантские миссионеры обнаружили около 100 тыс. христиан в окрестностях Нагасаки.

 

 Richy Вторая удача иезуитов ожидала в Китае. Успешную проповедь Евангелия принес сюда иезуит Маттео Риччи (1552-1610), который стал не только самым уважаемым иностранцем в китайском обществе, но советником и другом самого императора. Как и Ксавьер, Риччи был сторонником адаптации. Он не пытался отвергнуть местные верования и обычаи и просвещать китайцев с «чистого листа». Риччи синтезировал христианство с вековой культурой китайцев. Ученый иезуит привез с собой множество механических приспособлений, часы, астрономические и навигационные приборы, музыкальные инструменты, книги и карты. Первыми обратившимися в христианство были ученые. Риччи одевался в одежду буддийского монаха, затем облачился в одежду ученого конфуцианской школы, чем завоевал доверие китайцев. Обратившихся были тысячи, к моменту смерти Риччи было 50 тыс. христиан-китайцев. Временами китайское христианство жестоко преследовалось, но церковь продолжала расти и через 50 лет выросла в 100 раз. 

 

 

* * *

Греческо-православная церковь. Разделение церквей в 1054 году отделило Восточную церковь от происходящих в Европе событий. Находясь во власти императоров, Восточная церковь так и не смогла стать независимой, подобно Западной церкви.

В догматическом отношении Греческо-православная церковь осталась без изменений. В VI-VII вв. выдающийся греческий богослов Иоанн Дамаскин завершил и систематизировал учение Восточной церкви, которого православные церкви придерживаются по сей день, а византийский религиозный писатель Иоанн Лествичник сочинил аскетическое учение для монашества восточных монастырей.

 

Иоанн Дамаскин (675-749) родился в Дамаске, в богатой семье. В то время Дамаск находился под властью арабов. Его отец занимал высокую должность при халифе и постарался дать своему сыну хорошее образование, воспитывая Иоанна в православной вере.

 

В VIII в. началось иконоборчество. Иоанн стал на защиту икон, написав сочинение «против отвергающих святые иконы». Здесь он писал, что запрет Моисея «делать всякое подобие» Божества имел временное значение и был воспитательной мерой для пресечения склонности евреев к идолопоклонству. Но с начала христианской эпохи воспитание кончилось, и в Царстве Благодати не весь Закон сохранил силу. По благости своей Бог открыл Себя людям в Боговоплощении, сделавшись таким образом видим и изобразим. В почитании икон нет никакого идолопоклонства, ибо христиане поклоняются «не естеству дерева и красок», но «образу Воплотившегося», через который обнимают и поклоняются Самому Христу.

И. Дамаскин – последний из великих Восточной церкви. Главный его труд «Источник ведения» дает полное и ясное изложение православных догматов. Труд делится на три части: на философское введение, на опровержение ересей и на изложение догматов православной веры. В третьей части последовательно рассматривается учение о Боге, Троице, сотворении мира, ангелах и бесах, видимой природе и рае, о человеке, его свойствах и Божьем провидении.

В догматическом отношении Восточная церковь осталась практически без изменений. Реформация XVI в. не коснулась ее. Поэтому к ее истории нет такого большого интереса, как к Западной церкви. Название «греческо-православная церковь» сохранилось до XV в.

 

Ни византийские императоры, которые публично считали себя главными «пастырями овец православных», ни высшие иерархии церкви, ни низшее сословие православной империи – не могли послужить нравственной опорой рушившейся Византии. Краткая поговорка о византийцах той поры звучала так: «Византиец думает – одно, говорит – другое, а делает – третье».

 

В 1453 г. турки завоевали Константинополь. Турецкий султан победоносно въехал на коне в храм Софии (ныне исламская мечеть), монолитно-христианская Византия пала. Для Восточной церкви наступили тяжелые времена.

Турки позволили сохранить основные церковные структуры, но церковная власть превратилась в слугу турецкого правительства.

 

Христиане на захваченных территориях были организованы в общину, названную «Румелия» (Римская нация). За этих христиан отвечало духовенство. На иерархах Восточной церкви лежала ответственность за сбор чрезвычайно высоких налогов и комплектование янычар. Каждые 4 года мусульмане брали десятину с Румелии крепкими христианскими мальчиками. Их обучали в военных школах, где из них делали не только отличных воинов, но и фанатичных мусульман.

 

Под властью султана христиане превратились в граждан второго сорта, им вменялось в обязанности носить выделяющуюся одежду, запрещалось служить в армии и брать жен мусульманок. Церкви было запрещено заниматься миссионерской деятельностью, а за обращение мусульман в христианство полагалась смерть. Большая часть церковных зданий была конфискована, о строительстве новых храмов не могло быть и речи. Единственными действующими центрами христианства оставались монастыри, которые рассматривались турками как сборище паразитирующих людей. После всякого военного поражения Турции в конфликтах с христианскими государствами возникали гонения христиан и резня. Не один раз султаны готовили их поголовное истребление, но Бог не попустил искоренения Своего насаждения – Церкви. Греческие патриархи, бросались в тюрьмы, предавались на смерть.

 

К сожалению, даже при таком гнете и неравноправии в церковной иерархии расцвело взяточничество, симония и злоупотребления. При мусульманском господстве над патриархией можно было купить практически все, вплоть до самого патриаршего престола.

 

Несмотря на 500-летнее притеснение со стороны ислама, Восточная церковь выстояла, сохранив свои традиции и веру в Иисуса Христа. Коптская церковь в Египте до сих пор насчитывает более 10% населения страны и является влиятельной силой в обществе. Только коренные албанцы практически все приняли ислам; они и сегодня остаются единственной нацией в Европе, которая в большинстве своем является мусульманской.

 

 

 1.4 Распространение христианства. Папа Римский. Патриарх Константинопольский. Разделение Церкви 1054 года <=
      => 1.6. Эпоха Реформации Западной церкви. Образование протестантских церквей. Контрреформация 
no events

Сегодня событий нет

<< < Сентябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30