Two of the New Orleans Saints’ most vocal veteran leaders supported other players around the league for using their "platform" to shed light on inequality in America, though it's unclear if any Saints players will join in with the recent national anthem protests around the league.

Saints safety Kenny Vaccaro is one who might consider joining the likes of Colin Mark Ingram Jerseys Kaepernick, Marshawn Lynch and Michael Bennett in sitting or kneeling during the national anthem. Michael Thomas Jerseys Vaccaro has increasingly voiced his support for their cause on social media, saying this summer that he understands even more why Kaepernick felt the need to "wake people up" and that he appreciates where he is coming from as someone of mixed race.

"We need to use our platform to help our situation, not be quiet. Willie Snead Jerseys C'mon bro, it's bigger than football," Vaccaro wrote Monday.

However, outspoken players like Vaccaro and running back Mark Ingram also chose not to separate themselves from the rest of their teammates with individual displays last year -- which was partly why the team opted to come up with a powerful display Brandin Cooks Jerseys of unity with their rival Atlanta Falcons on ESPN’s "Monday Night Football" during Week 3 of last season. The teams joined hands in a circle on the middle of the field following the anthem in that game. Saints veteran offensive tackle and union representative Zach Strief said the team has not discussed whether any players might consider any form of anthem protests or displays of unity this summer. Strief said the anthem is not the forum he would use, but he strongly supports the message of players who are pushing for equality and praised them for using their platform to do so.

"I think the reality is we have a platform. And guys using the platform I think is good. Drew Brees Jerseys That's part of what makes this country great is the ability to use your situation for good," Strief said. "And guys have different feelings on what is good and what is bad and there's always gonna be disagreements in that. And again, that's what's great about America is you can have that disagreement.

Библиотека

1.7. Церковь XVII-XIX вв. Упадок веры. Миссионерская работа и пробуждения. Американские церкви

 

Закончилась эпоха Реформации. Европейская карта единого христианского мира осталась в прошлом – вся Европа покрылась сетью государственных и свободных церквей. Религиозные войны, которые во многом так ничего и не решили, привели к новому мышлению. Что отныне правителям следует подчинять свои действия не религиозным или конфессиальным соображениям, а собственным интересам своих подданных. Так зародилась современная идея о светском государстве. Одни вопросы были решены Реформацией, другие остались неразрешенными: на каком основании богословы утверждают, что они правы, а другие ошибаются? Существует ли глубокий и терпимый христианский способ служения Богу? Опыт и новые вопросы привели к необходимости принятия светского закона – Конституции во многих государствах. Теперь эти законы определяют систему государственной власти, права и свободы различных сословий общества, терпимое отношение ко всем религиям, положение государственной церкви. Настало время роста национальных чувств и укрепления абсолютных монархий. Поэтому многие государства выступили против централизованной церкви под властью папы Римского. Франция, Португалия, Германия и зарождающаяся Австрия укрощали власть папы. Под давлением этих государств произошел роспуск ордена иезуитов – самого мощного орудия проведения папской политики.

 

В европейской истории наступает эпоха Просвещения и науки. До XVII в. развитие науки, медицины, живописи строго определяли иерархии Римской церкви. Но богословие и физические законы мира не одно и то же. Поэтому очень часто научные утверждения ученых-монахов по сути являлись глубоким невежеством. Так, например, открытие Коперником и Галилеем Солнечной системы и суточного вращения Земли полностью опровергло учение Церкви об устроении Вселенной, ибо по церковному учению центром Вселенной была Земля, Солнце вращалось вокруг Земли (такую точку зрения разделял и Мартин Лютер). Вместо того, чтобы признать свою ошибку, Церковь расправилась с открывателями, предав их суду инквизиции. Это событие надолго запечатлелось в умах людей не в пользу христианства; к последующим, даже правильным оценкам Церковью научных открытий люди все равно относились скептически. Постепенно пути Церкви и науки разошлись.

 

У новой эпохи было и новое искусство. Оно по-прежнему пользовалось церковными сюжетами, но было обращено к чувственности человека, являло пышность и яркость.

 

Множество появившихся типографий позволило обеспечить широкий и свободный доступ к книгам. Французские материалисты печатают многотомную энциклопедию, которая явилась полным обзором науки и искусства того времени. Ученые-энциклопедисты в большинстве были сторонниками антирелигиозной направленности: они критиковали Церковь за интеллектуальную и духовную тиранию, выступали за терпимость и демократию, были философами и свободными мыслителями. Их философские понятия пространства и времени так изменили представление о Вселенной, что история спасения от Едемского сада до Судного дня стала представляться каплей в космической истории.

 

Теперь мало кто верил, что гнев Божий вызывал грозу, неурожай, болезнь, смерть, чтобы наказать грешников. Шаг за шагом шкалу Божественного вытесняли из мира. О Провидении стало принято говорить только с усмешкой. Христос становится учителем этики, то есть добра и любви. Все сверхъестественное, противоречащее разуму, изымается из христианства. Да и само христианство в умах многих людей – это всего лишь перерождение (и не единственное) естественной религии, получившей название – деизм (лат. «Бог»). По учению деистов, Бог создал мир с его совершенными законами природы и покинул его. Библия является только этическим руководством. Человек при помощи рассудка должен постигать установленные законы природы и этики, живя в согласии с ними. Именно такими добродетелями человек достигает бессмертия, избегает наказания после смерти. Таинственное и сверхъестественное в деизме не допускалось, отпадала необходимость молитвы к Богу, библейские чудеса подверглись суровой критике. Французский философ Вольтер (1694-1778) стоял на позиции полного отрицания Бога и во имя человечества и разума объявил войну всему тому, что защищала Церковь; он сличал тексты 4-х Евангелий, находил разночтения, доказывал отсутствие историчности Библии.

 

Для большинства людей жизненная потребность в живой вере отпала, в Европе воцарилась религиозная апатия. Даже среди протестантов начали забывать, что такое переживание обращения при покаянии. Люди выбирали церковь просто по месту своего рождения. Проповеди превратились в чистую формальность, со множеством никому не нужных богословских мелочей. Во время церковных служб люди расхаживали по церкви, разговаривали, сплетничали. От запутанных казуистических проповедей людей клонило ко сну.

 

В 1789 г. произошла Французская революция. В стране водворяется доселе невиданный порядок. Королевская власть упразднялась. Новая власть приняла историческую «Декларацию прав человека и гражданина», ставшую одним из основополагающих документов демократических движений. Прошли месяцы и внутренние беспорядки достигли гибельных пределов. Война, голод, бедность, болезни привели революционный Конвент от демократии к террору. Повсюду заработали гильотины. Лидеры революции считали себя провозвестниками новой эры – эры науки и разума. Церковь была полностью отделена от государства. Был введен новый календарь (просуществовал до 1804 г.), который установил каждый десятый день днем отдыха, исключив седьмой день воскресенье. В знаменитом соборе Нотр-Дам молодую актрису короновали богиней Разума, а в день Пятидесятницы был провозглашен новый праздник – Фестиваль Верховного существа.

 

Коронованная «богиня Разума» - известная певица того времени по имени Майлард – закончила свою жизнь в трущобах Неаполя. Однажды через 15 лет к больной женщине был вызван врач. Врач нашел ее в захолустном кабаке, лежащей на соломе в каком-то грязном тряпье, покрытой обыкновенным старым мешком. Изможденное лицо бедной женщины выражало муку и страдание. На вопрос врача: «Кто вы?» Она ответила: «Я та самая, которую когда-то называли богиней Разума».

 

В стране начался страшный террор против тех, кто не принял новую религию. В короткое время было казнено 40 тыс.человек и столько же христиан было изгнано из страны. Выступивший в защиту католиков папа Римский был пленен в Риме посланной французской армией, доставлен во Францию, заключен в тюрьму, где он и умер. Никогда за весь период истории Католическая церковь не сталкивалась с таким сильным противником. Но уже в 1801 г. пришедший к власти Наполеон заключил Конкордат (так называется современный договор между папой Римским и каким-либо государством). По этому договору епископы Франции стали назначаться государством и папой только посвящаются в сан; духовенство стало получать жалованье из государственной казны, а имущество церкви переходит государству. Власть папы сократилась до того, что он теперь мог лишь излагать догматы Римско-католической церкви. Подобные законы об отделении церкви от государства были приняты впоследствии в Германии, Австрии, Англии и других странах.

 

Светскость государств и принятые в них конституции подрывали религиозное единообразие и ослабляли позиции государственных церквей. Но это в свою очередь способствовало росту «свободных церквей», то есть тех, которым человек принадлежит по собственному выбору и которые поддерживает добровольными пожертвованиями. В отличие от государственных церквей, получающих субсидии или льготы от государства. Бог во все времена воздвигает людей, наделяя их необходимой благодатью, чтобы они повели за собой охладевшие церкви.

SchpenerЛютеранский пастор Филипп Шпенер (1635-1705) понял, что христиане эпохи Просвещения нуждаются в обновлении духовной жизни. Он учил, что недостаточно быть просто крещеным членом церкви и просто лишь соглашаться с лютеранской доктриной, но необходимо обратиться и родиться свыше. Шпенер не отрицал лютеранскую доктрину, согласно которой младенцы рождаются свыше во время крещения, однако считал, что в обыденных житейских обстоятельствах благодать теряется. По Шпенеру лучше быть кальвинистом (или даже католиком!) с живой верой в И. Христа, чем строго ортодоксальным лютеранином без таковой веры. Он стал организовывать встречи христиан по домам для совместного изучения Библии и молитв. При этом Шпенер ставил следующие цели:

 

  • использовать слово Божие для достижения благочестия каждого человека;
  • побуждать всех христиан как можно чаще обращаться к своим пастырям;
  • достигать братской любви, а не простого познания христианской веры;
  • использовать все религиозные различия только для завоевания человеческих сердец, но не для противостояния в ненужных спорах;
  • воспитывать священнослужителей в вере и благочестии, а не только давать им образование;
  • верно и четко проповедовать христианское совершенствование в вере и его плоды.

 

Но как часто бывает в трудное время, Шпенер пришел к ложному убеждению, что близок всему конец и пророчества книги Откровение вот-вот исполнятся. Это утверждение было уязвимым местом в его деле. Однако движение обновления быстро разрасталось, получив название пиетизм (лат. «благочестие»). Сначала пиетизм встретил сопротивление со стороны лютеранских священников, но вскоре они приняли его. Пиетизм распространился в Германии, Голландии и Скандинавии. Это движение показало положительное значение изучения Библии для ее применения в повседневной жизни и достижения благочестия. При этом впервые за многие века возвысилась роль Духа Святого как Помощника в познании Библии. Пиетизм был воспринят позднее Моравской церковью, которой предстояло оказать духовное влияние на Джона Весли.

ZinzendorfНемецкий граф Николай Цинцендорф (1700-1760) родился в богатой и знатной пиетистской семье. Воспитанный с детства в духе евангельского благочестия он всегда имел в сердце планы духовного характера. Став взрослым человеком, Цинцендорф закончил университет и поступил на службу при дрезденском дворе. Осознанное христианское служение пришло к нему, когда он в одной из картинных галерей увидел картину, на которой был изображен Христос в терновом венце, с надписью, гласившей: «Все это Я сделал для вас, а что вы делаете для Меня?» Цинцендорф понял, что никогда не будет счастлив, живя жизнью аристократа. В это время чешские протестанты-гуситы, последователи Я. Гуса терпели гонения на своей родине и искали убежище. Цинцендорф предоставил им жительство в своем поместье Гернгут. Через пять лет после появления беженцев, во время проводимой евхаристии на Гернгут сошел Святой Дух. Эта великая ночь пробуждения внесла новое устремление к миссионерскому движению. Первые миссионеры Гернгута отправились в Индию. Через несколько лет они несли Благую Весть народам Индии, Гренландии, Африки, Северной и Южной Америки. Благодаря влиянию графа Цинцендорфа при дворе короля, и несмотря на непримиримое отношение лютеранской церкви, в 1742 г. гернгутская община получила официальный статус и название моравская церковь. Церковь имеет епископов, пресвитеров и диаконов. Основное содержание христианства моравские братья видят в вере в искупительную жертву Христа. Чтение Библии, пение гимнов, молитвы – основное содержание их собраний; кроме того христиане омывают ноги друг другу.

 

После смерти Николая Цинцендорфа количество миссионеров моравских братьев стало уменьшаться. Моравская церковь не стала многочисленной деноминацией, но именно моравские братья оказали глубокое воздействие на Дж. Весли и через него – на всю методистскую традицию.

 

Рационалистическая религия деизма дала обильные всходы не только во Франции, но и в Англии. Только высшее духовенство государственной Англиканской церкви получало хорошую заработную плату. Рядовые священники более чем пяти тысяч приходов едва ли получали на самое необходимое для жизни своих семей. Поэтому они часто заискивали перед богатыми людьми, с которыми им часто приходилось быть на пьяных пирушках и различного рода зрелищах. Это был воистину «больной» век. Упавшие цены на спиртные напитки привели к росту алкоголизма; люди все чаще стали умирать от опьянения, попадать в психические больницы. Процветали азартные игры. Большинство людей Англии той поры искало душевного мира и покоя не на воскресных богослужениях в церквях, а на увеселительных аренах, наблюдая бои быков, медведей, лис и петухов; семьями ходили смотреть на казни преступников, которые совершались на городских площадях.

VesliВ это самое время и родился Джон Весли (1703-1791 гг.). Он был 15-тым ребенком из 19-ти в семье одного на редкость благочестивого приходского священника. После окончания Оксфордского университета Весли был рукоположен в сан священника. Вскоре он стал членом так называемого Святого клуба, а затем и его руководителем. Участники собраний этого клуба получили название методистов за тщательное изучение Библии, привычку молиться, за регулярное посещение тюрем и домов бедных.

 

Весли отправляется миссионером в Америку, но терпит сокрушительную неудачу. Однако эта поездка для него много значила. Там он познакомился с моравскими братьями и на одном из собраний пережил духовное возрождение, так как по прибытии в Новый Свет он глубоко осознал духовную нужду, говоря: «Я приехал в Америку, чтобы обратить индейцев, но увы! – кто бы обратил меня!» Теперь после своего возрождения он свидетельствовал: «Я почувствовал, что верю в Христа, только в Христа, ради своего спасения. Мне была дана уверенность, что Он удалил мои грехи – даже мои грехи! – и спас меня от закона греха и смерти.» С этого момента Весли стал учить о необходимости Божьего присутствия в достижении святости жизни каждого христианина. Это стало называться «вторым благословением».

 

Вернувшись в Англию, он изложил свое убеждение друзьям-методистам, которое ими было принято. С этого момента проповеди методистов нашли огромный отклик в народе. На их проповеди собирались тысячи людей. Их успех стал беспокоить английское духовенство, и методистам было запрещено проповедовать в храмах. Тогда они перенесли свои проповеди в частные дома, в тюрьмы и просто на улицы. В ответ английское духовенство и знать стали срывать эти собрания нанятыми головорезами, при этом жизнь самого Весли несколько раз подвергалась опасности.

Vesli propoved

Проповедь Дж. Весли на открытом воздухе

 

Через 5 лет Весли разрывает с государственной Англиканской церковью, организует в Лондоне обучение пастырей и проповедников. Методистские общины делятся на классы по 6-12 человек. Все вступающие в методистские общины должны были вести строгую нравственную жизнь. (Безусловно, осуждались пьянство, распущенность, азартные игры, мотовство, танцы и т.п.). Руководители классов являются наставниками своих подопечных, ответственны за их поведение. Конференции сделались высшим административным учреждением всего движения. Образовавшаяся церковь принимает арминианское исповедание, утверждает должности пресвитеров. В 1791 г. (уже после смерти Д. Весли) церковь получает законный статус и название методистская церковь.

 

После этого методистские пробуждения произошли во многих местах, вызвав добрую духовную ревность в христианах других конфессий; методистские церкви образовались во всем мире. В конце XVIII в. произошло разделение методистского движения. Весли считал, что в ранней церкви понятие «епископ» было равнозначно «пресвитеру», что все рукоположенные пресвитеры имеют право на рукоположение. На американском же континенте методистские церкви стали иметь тройственную иерархию: епископ, пресвитер, диакон. Отсюда появились две церкви: Методистская церковь – в Англии, Методистская епископальная церковь – в Америке.

 

Историки считают, что методистское пробуждение в самой Англии не допустило надвигающейся революции. Именно оно предотвратило волнения рабочих, снизило употребление джина в стране, ликвидировало рабовладение, ускорило тюремную реформу, способствовало созданию больниц для бедных, положило начало массовому открытию воскресных школ.

 

Одним служителем-методистом Вильямом Бутом (1829-1912) была создана организация «Армия спасения», для того чтобы благовествовать среди людей, находящихся за чертой бедности. Помимо проповеди Евангелия эта организация проводит большую благотворительную работу: организует бесплатное питание, медицинскую помощь больным и алкоголикам, всестороннюю помощь заключенным. «Армия…» организована по военному образцу, ее представители носят униформу. Сейчас эта организация действует по всему миру.

 

Веслеевское пробуждение перешло в движение евангельских христиан. Первым поколением этого движения были священники в приходах государственной церкви по всей Англии. Одним из них был Джон Ньютон (1725-1807). Евангельские христиане заинтересованы более всего в практическом выражении христианства через благочестивую жизнь, которая черпает вдохновение в изучении Библии и молитвах. Они во многом способствуют социальным реформам.

 

* * *

 

Миссионерскую работу среди отдаленных от Европы народов первыми организовали иезуиты и другие ордены Католической церкви. Пока протестанты занимались организацией собственных церквей, папа Римский приложил все усилия для расширения своих канонических территорий. Но в 1706 г. король Дании обратился за помощью к одной пиетистской общине с просьбой послать миссионеров в одну из колоний Индии. И вскоре лютеранские проповедники организовали там миссию. Миссионеры создали школы, обучали в них грамоте индийцев, чтобы обращенные могли самостоятельно читать Библию. Спустя 20 лет открылась вторая датская миссия, которая дала толчок миссионерскому служению всех протестантских деноминаций.

 

Период времени с 1789 по 1914 гг., историки назвали «Великим миссионерским веком». Это был век небывалой активности протестантского и католического миссионерства. Раньше в течение столетий миссионерская работа проводилась при официальной поддержке государств. Но в XIX в. многие успешные миссонерские деяния были совершены при помощи внегосударственных церквей и общественности. На ниве Божьей трудились десятки тысяч проповедников – как мужчин, так и женщин. Это были люди горячо любящие Господа. Многие из них посвятили себя служению до конца, отойдя в Вечность в тех землях, где они проповедовали Евангелие. Что особенного было в этих людях? Вот как о них сказал Г. Тэйлор: «Все герои веры были слабыми людьми. Они делали великие дела Божии потому, что они твердо верили, что с ними Бог».

Moffat 
 Роберт Моффат

Миссионеры часто были первыми, кто информировал мир о новых географических открытиях. Они построили первые дороги в Уганде, открывали академические и промышленные школы, распространяли новые сельскохозяйственные культуры. Но более всего труженики Божии прилагали все усилия на то, чтобы дать возможность коренному населению читать Библию на своем родном языке. В 1800 г. Библия была переведена на 75 языков. В 1900 г. было уже 567 переводов. В наше время – более 2000 переводов Библии. Роберт Моффат (1857г)- автор перевода Библии на африканский язык тсвана рассказывал: «Я знал людей, которые приходили за сотни миль, чтобы получить Евангелие. Я видел, как они получив Евангелия, плакали над ними, крепко прижимали их к груди и проливали слезы благодарности, до тех пор пока я не говорил многим из них: «Своими слезами вы испортите книги».

 

Миссионеры выступали против колониального рабства. В XIX в. умножились колониальные завоевания европейскими государствами народов Африки, Азии и Америки. Эти войны принесли потерю мира, нищету и голод. Многие миссионеры бесстрашно пошли по следам завоевателей, оказывая гуманитарную и медицинскую помощь, проповедуя Слово Божие, - и в конечном итоге покрывая зло любовью. Жатва была обильной. К 1900 г. в Азии насчитывалось более 5 млн., а в Африке около 2 млн. христиан. В это время во всем мире работало около 13600 миссий.

 

За бесчисленными плодами благовестия стоит напряженный труд и многие лишения. Вот несколько описания нелегкой миссионерской жизни той поры.

 

«Мы совершали домашние посещения эскимосов, так как они являлись единственным средством контакта в течение долгих зимних месяцев. В этом деле нам пришлось преодолевать не только языковой и культурный барьер, но и образ жизни, который был иным у эскимосов. В их обычном жилище поселялось несколько семей. Зимой оно было натоплено мучительно и жарко. Тошнотворный запах испорченного мяса и рыбы в сочетании с отвратительным запахом мочи (в котором вымачивались шкуры) делал воздух почти невыносимым для проповедника» (Ханс Эгеде. Гренландия).

 

«Я живу в совершенно безлюдной пустыне… Моя пища состоит в основном из простого пресного пудинга, вареной кукурузы и хлеба, испеченного в золе. Моя постель сделана из маленькой кучки соломы, сложенной на нескольких досках. Мой труд чрезвычайно тяжел и труден: я иду пешком полторы мили по самой плохой дороге почти каждый день, а потом обратно; ибо я живу так далеко от моих индейцев» (Давид Брейнерд. Северная Америка).

 

«Мое первое впечатление привело меня к полному смятению. При виде местных жителей, раскрашенных, голых и нищих, мое сердце исполнилось ужасом, равно как жалостью… Здешние жители глубоко увязли в смертельных военных играх. Отдельные убийства происходят почти ежедневно и воспринимаются как обыденное дело. Иногда возникают случайные вспышки массового насилия. В такое время ни на минуту нельзя расслабиться. Ситуация усложнялась постоянными приступами тропической лихорадки» (Джон Патон). «Но хуже всего было то, – продолжает Р. Такер, – что их образ жизни и открытая сексуальность являлись моральной трясиной, в которой завязли некоторые миссионеры, не сумев противостоять искушениям. Превращение в «местных» стало более частым явлением, чем это принято отражать в назидательных рассказах о первых миссиях. Здесь, в этом островном раю, они сталкивались с такими соблазнами, которых не видели никогда раньше в границах собственной защищенной культуры. Некоторые сумели их преодолеть. Другие – нет» (Океания).

 

Как уже говорилось, миссионеров этого периода было десятки тысяч. Нет сомнения в том, что наш Господь воздаст награду каждому из них, не упустив из виду ни одного дня их трудной жизни. Но история запомнила некоторых из них – вот их имена.

KeriВильям Кэри (1761-1834) был священником одной баптистской общины Англии, работая одновременно учителем и сапожником, так как денег для семьи не хватало. Еще в детстве он читал запоем «Робинзона Крузо» и «Путешествия Гулливера». Кэри непрерывно говорил своим коллегам-священникам о необходимости миссионерской работы за рубежом, но был не понят ими. В его комнате на стене висела огромная самодельная карта мира, на которой Кэри отметил места обитания народов, не знающих Евангелия. В свободное время Вильям изучал языки: древнегреческий, латинский, иврит, французский, голландский и итальянский. Все они давались ему сравнительно легко. Выступив однажды на пасторском собрании с предложением организовать миссионерское общество, он был услышан и поддержан. Вскоре после этого он вместе со своей семьей отправился в Индию.

 

По прибытии в Индию, Кэри не ожидали лавры и благополучие. Наоборот, многие скитания, постоянная забота о пропитании семьи (ибо помощи из Англии практически не поступало), смерть детей, психическое расстройство жены и уныние было уделом его долгих лет миссионерства. Однако неутомимый труженик упорно изучал языки и переводил Библию на бенгали. Его девизом было: « Ожидайте великих деяний от Бога и предпринимайте великие деяния сами для Бога». Прошли десятилетия, Бог был с ним. Родилась церковь из индийцев. Организован колледж, в котором преподавался Новый Завет. Результаты В. Кэри пробудили Англию к широкой миссионерской деятельности.

 

Адонирам Джадсон (1788-1850) родился в Массачусетсе в семье священника-конгрегационалиста. Прочитав однажды волнующее миссионерское послание, он безвозвратно решил стать миссионером. Вскоре Адонирам получил неожиданное наследство. Он не предался земному устроению своей жизни, а женившись на благочестивой девушке отправился с молодой женой на миссионерский труд в Бирму. В Рангуне они приобрели большой миссионерский дом и за три года освоили бирманский язык. Джадсоны были известны при императорском дворе. Когда к ним относились благосклонно, миссионеры проповедовали свободно Евангелие, но когда их вычеркивали из списка фаворитов, они были тише воды, отдавая все время и силы переводу Библии. Прошло семь лет их труда и появились первые обращенные. Но начавшаяся жатва была прервана войной между Бирмой и Англией. Адонирам был брошен в тюрьму смертников, так как он был иностранцем. Именно в это время у Джадсонов родилась дочка. К тяготам заключения прибавилась болезнь жены и дочери. Им казалось, что конец близок, но через несколько месяцев Адонирам был освобожден англичанами. Семья воссоединилась. Месяц, проведенный вместе с семьей, был короткой передышкой перед новой скорбью. От лихорадки умерла жена, а затем малышка. Адонирам решил было утопить свое горе в работе. Более года он удерживал нечеловеческий темп в работе над переводом, а затем наступила депрессия. Он перестал приходить в миссию, прекратил общаться с людьми. Адонирам ушел в джунгли, где построил хижину, вырыл себе могилу и ожидал своего конца. «Бог для меня есть Великое Непознаваемое, – писал он. – Я верю в Него, но я не нашел Его». Огромная любовь и беспрестанные молитвы его коллег с местными обращенными были сильнее козней дьявольских. Джадсон оправился, укрепился духом и вновь приступил к труду. Завершение перевода Библии на бирманский язык, миссионерские поездки по всей Бирме явили в нем прилив любви к Богу. Бог дал Своему слуге не только радость возвращенного труда, но и утешение в новой семейной жизни. Став знаменитым, Джадсон часто разочаровывал своих поклонников и сторонников: он чурался славы, говорил не волнующие истории своих приключений, а слова Евангелия.

 

Роберт Моффат (1795-1875) был патриархом африканских миссий. Однако большая известность его зятя отодвинула успехи труда Моффата в тень. Еще при жизни его называли «тестем Давида Ливингстона». Р. Моффат родился в Шотландии, в бедной пресвитерианской семье. В холодные зимние вечера его мать собирала вокруг себя детей, чтобы почитать вслух истории о миссионерах-героях. Став взрослым, он отправился миссионером в Африку. Это было трудное время. Колониальная политика европейских государств заставляла правительственных чиновников ставить преграды на пути евангелизации глубинных районов африканского континента. Но Моффата особенно тревожили аморальность и разногласия между самими миссионерами. Он писал: « Никогда раньше не было периода, когда команды миссионеров находилась бы в таком плачевном, печальном и деградированном состоянии». Не пав духом он полностью предал себя делу. Не все африканцы были восприимчивы к Благой Вести. Среди них были сильны племенные суеверия. Когда своевременно не проливался дождь – виновным считался Моффат. Но свет Евангелия побеждал тьму. Успешная организация миссии, перевод и публикация Библии, строительство церквей стали плодом упорного труда. Благая Весть распространилась на сотни миль. Так прошли 53 года. Здесь Моффат женился (Бог дал ему добрую жену-помощницу), здесь был их дом. У них родилось 10 детей, из которых выжило семь. Пятеро продолжили дело своего отца. Старшая дочь стала женой Д. Ливингстона.

LevingstonДавид Ливингстон (1813-1873) – английский врач, одним из первых отправился миссионером в неизведанную Африку. Ни до Ливингстона, ни после его смерти никто не сделал в Африке так много географических открытий, как он. Ливингстон изучил многие языки и наречия в течение 30-летнего своего труда. По его ходатайству английское правительство запретило работорговлю в Занзибаре.

 

Любимым библейским изречением Ливингстона было: «И се, Я с вами во все дни до скончания века». И только однажды он сказал: «Я оставлен», - когда, сгорбленный от скорби, стоял у гроба жены, которая недавно была вызвана им из Англии, чтобы поддержать мужа в его нелегком труде.

 

Самое важное в его труде – это проповедь Евангелия и любовь, которую он нес африканским народам. Поэтому и африканцы являли ему ответную любовь, какой не видел ни один европеец. Однажды Ливингстон отплыл в Англию и пробыл там более 2-х лет. Когда же в обратном пути его пароход показался у африканских берегов, многие африканцы-христиане бросились в волны океана, поплыли к пароходу. Забравшись через борт на палубу, они бросились на грудь Ливингстона со словами: «Наш отец, наш отец! Мы знали, что ты вернешься».

 

Его нашли умершим и стоящим на коленях перед раскрытой Библией. Все дневники и вещи своего любимого учителя африканцы бережно сохранили. Они похоронили сердце Ливингстона в африканской земле, а тело набальзамировали и девять месяцев несли на руках к порту Занзибар, откуда останки Ливингстона перевезли в Англию. И хотя при жизни Д. Ливингстона не было организовано ни одной миссии, не родилось ни одной церкви, его призывы за Африку были услышаны в мире. Многие миссии послали своих миссионеров к африканским народам, чтобы утвердить христианство на этой земле.

 

У многих англичан ХIХ в. были на устах слова «Китай, Китай». Роберт Моррисон (1782 - 1834) к тому времени уже сделал свой бесценный перевод Библии на китайский язык. Когда он с этой целью отправился в закрытый для иностранцев Китай, Моррисону задали вопрос: «Неужели вы действительно предполагаете произвести впечатление на язычество великого Китая?» На что юноша ответил: «Нет, но я предполагаю, что Бог сделает это». И Бог сделал это. В условиях строжайшей секретности, двое китайцев-католиков обучили Моррисона китайской грамоте. И через восемь лет он опубликовал перевод Нового Завета на китайский язык, а в последствии – полный перевод Библии.

Morrison

Роберт Моррисон переводит Библию на китайский язык

 

Человеком, которого сами китайцы назвали Благодетелем за евангельскую весть, стал Хадсон Тэйлор (1832-1905). Он родился в английской методисткой семье. В свои 17 лет Тэйлор через молитву получил призвание стать миссионером в Китае.

TeylorХадсону было 21 год, когда он отплыл в Китай. Поселившись в китайском квартале Шанхая, он упорно изучает китайский язык, совершает миссионерский труд. Солнце никогда не всходило, не застав Тейлора на коленях. Он говорил: «Труд без молитвы – рабство, молитва без труда – попрошайничество». Хадсон женился. Мария оказалась не только заботливой хозяйкой, помощницей в труде, но и женщиной, которая смогла смягчить резкие проявления характера мужа. В последствии смерть двоих детей, и самой Марии стали для Тейлора тяжелой утратой. Позже возможным кандидатам на миссионерское служение он советовал: «До тех пор, пока вы не намерены сделать из вашей жены истинную миссионерку, а не просто жену, хранительницу очага и друга, не присоединяйтесь к нам». В 1860 г. Тейлор организует Китайскую миссию всего лишь с двумя миссионерами. Через 30 лет это была самая крупная миссия в мире, со 122 станциями и 1200 миссионерами. В то время китайцы имели в себе сильнейшую ненависть к европейцам из-за их колониального гнета. Казалось бы, христианству не вжиться здесь никакими корнями: миссионеров избивали, убивали. В 1900г. было убито 58 сотрудников Китайской миссии и 20 детей. Но Тейлор и его соратники продолжали любить китайский народ, и их труд имел успех. Десятки тысяч китайских христиан, терпевших преследования от своих соплеменников, были итогом труда мужественных делателей Евангелия.

 

Nomenzen

Людвин Номензен

Людвиг Номензен(1834-1918) родился на одном из островов Северного моря в бедной семье шлюзового сторожа. В детстве он попал под экипаж, колеса которого повредили ему ноги. Мальчик стал калекой, но именно в это время он страстно молится и читает Библию. Маленький Людвиг обещает Богу, что в случае исцеления он посвятит себя делу благовестия среди язычников. Через три недели он выздоровел и до самой старости оставался крепким, сильным и выносливым. Он выполнил свое обещание и в свои 20 лет отправился миссионером Рейнской миссии к батакскому народув далекую Индонезию. Еще до отъезда в Индонезию Номензен выучил батакский язык. Прибыв на место, он отважился идти вглубь острова по следам двух миссионеров, которые были убиты и съедены аборигенами. Людвиг лично ходатайствует перед батакским вождем, прося право на проживание и на проповедь Евангелия. Вождь дал разрешение, но при этом сказал: «Разве куры не склюют рисовое зернышко, брошенное на дорогу»? «Куры» не склевали «зернышко», потому что Бог хранил своего слугу. Однажды колдуны в присутствии тысячи людей решили принести Номензена в жертву. В ответ евангелист стал говорить об Иисусе Христе, и приступившие колдуны, как мертвые, пали к его ногам, и многие батаки прославили Бога. Мужественного проповедника пытались убить, отравить, но ему были отмерены длинная жизнь и долгий труд.

И вот уже батакская церковь насчитывает 4 тыс.христиан, но Номензен не имеет покоя. Ему пришлось столкнуться не только с диким язычеством, но и с утверждающимся в Индонезии исламом; все вожди и учителя правительственной школы того времени были мусульмане. Борьба кажется бессмысленной, но только не для Номензена. Через десять лет почти все раджи и учителя правительственной школы – христиане! Основана Батакская миссия, и уже сами батаки – миссионеры, идут во все уголки Индонезии. Шестьдесят четыре года неутомимого труда. Созданы школы и миссии, больницы, акушерские курсы, убежища для прокаженных, исчезают полигамия и нелепое идолослужение. Людвиг Номензен был горячо любим батаками: Великий Туан (Номензен) – так называл его народ. После его смерти церковь Индонезии насчитывала 300 тыс. христиан-батаков.

 

* * *

 

Деистическая религия XVIII в. в малой мере, но все же утверждала познание о Боге в лице Творца, Верховного существа. Наступивший же XIX в. родил новую религию, а точнее отсутствие всякой религии – научный атеизм.

 

Как некогда Лютер был своего рода «апостолом Реформации», так и другой немец Людвиг Фейербах (1804-1872) явился «апостолом атеизма». Фейербах нанес живой христианской вере самый сильный удар за 1800 лет. Он высказал новый философский взгляд на религию, который приняли многие люди: «Религия – это иллюзия человека. Углубиться в изучение себя – вот чем надлежит заняться человеку».

 

Эту теорию взял на вооружение другой немецкий философ-революционер Карл Маркс (1818-1883), который пошел дальше Фейербаха. «Человек выдумал Бога оттого, что он экономически угнетен, _ считал Маркс – свергнуть иго, сломать господствующий строй, и Бог станет неинтересен». Экономика ставилась им во главу угла, его «церковью» был пролетариат – «…у пролетариата нет национальности, нет веры, нет отечества». Многие образованные люди поддались учению Фейербаха и Маркса.

 

Еще одним утверждением атеизма явилась книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов» (1859 г.). Дарвин предположил, что все живое на Земле явилось итогом длительной эволюции (развития), что все сложные организмы (животные) развились из простейших. Дарвин не отрицал Бога, но он не считал Бога Творцом всего. В следующей работе «Происхождение человека» Дарвин уже не оглядывается на Библию, собирая факты предполагаемого родства человека и животных.

 

В конце XIX века атеизм набрал большую силу. Простые городские жители, рабочие первыми стали сторонниками атеизма. За ними стали отходить от Церкви и образованные люди. Храмы медленно, но верно пустели. Атеизм постепенно разрушал веру в спасение и благодать Иисуса Христа, заменяя ее верой в Природу; под Природой понималась безличная сила, действующая по неким вечным законам, прочее объявлялось выдумкой. В наступающем ХХ в., с его двумя страшными Мировыми войнами, большинство городских жителей относятся к Церкви равнодушно и с насмешкой.

 

Но Бог поругаем не бывает. Пока атеизм опустошал государственные церкви, много радостных событий происходило в свободных церквях. Миссионерская работа и пробуждение народов Африки и Азии в XIX в. были тесно связаны с пробуждением европейских и американских церквей. В Северной Америке десятки тысяч людей приходят ко Христу в пресвитерианских, баптистских и методистских церквях. Это обращение людей названо в истории Великим пробуждением. В самой Европе многие христиане, видя упадок веры, явили ревность за истину Евангелия. Это были люди глубоко смирившие себя пред Господом, совершившие многие молитвы за погибающих и получившие большое помазание от Духа Святого. Через различные служения этих помазанников имя Господа было прославлено в Ирландии, Шотландии, Англии, Швейцарии, Германии. Вот некоторые из них.

SperdgenЧарльз Сперджен (1834-1892), англичанин, был самым благословенным проповедником Евангелия своего времени. Сперджен как никто иной понимал необходимость Божьего присутствия в служении. Он говорил: «Не талант, а облечение Богом свыше необыкновенною силою побеждает. Мы нуждаемся в особенной благодати, а не в особенных способностях. Умственная способность может привлечь толпу, но лишь духовная сила может спасать души».

 

В продолжение 30 лет Сперджен каждое воскресенье проповедовал перед аудиторией в 6-7 тыс.человек; иногда его проповеди приходили слушать до 25 тысяч. Церковь Сперджена насчитывала 20 тыс.христиан-баптистов. При церкви в Пасторском колледже обучалось до 900 проповедников. Успех его проповеди вызвал у многих радость, а у некоторых «пастырей» - зависть; от них благословенный служитель Иисуса Христа много претерпел.

 

Георг Мюллер (1805-1898) был избран Господом к иному служению. Мюллер, ревностно трудясь, желал прославить Бога: он проповедовал Евангелие евреям, преподавал в библейских кружках, раздавал пищу на улице бездомным детям. Он часами изучал Библию, молился и рос в вере. С каждым годом его сердце все больше и больше склонялось к беспризорным детям, к детям-сиротам, чтобы облегчить их страдания, открыть их загрубелые сердца для Иисуса Христа. И вскоре он просит помощи Господа в строительстве детского дома. Мюллер никогда не искал покровительства сильных мира сего, он всю надежду возлагал на помощь Божью. И от этого правила он никогда не отступал. Иногда Господь заставлял его долго ждать, но никогда не оставил его.

 

По воле Господа на пожертвования людей этот муж веры построил 5 детских домов на 2 тыс. мест для сирот. Тысячи детей Англии были спасены от голода, смерти и греха, обретены Иисусом Христом. Никогда в мире не плакало такое множество сирот, как около гроба своего любимого учителя и отца, провожая Г. Мюллера в последний путь. О смирении и вере этого трудолюбивого пастыря говорят написанные им строки: «Человек ничего не может себе взять – все дается ему свыше. Итак, достоин прославления великий Даятель, а не бедный получатель».

 

С 1904 г. началось служение Эвана Робертса. Годы молитв и слез за погибающих людей, за отступничество церквей от веры принес Господу этот простой человек, проживающий в одном из английских шахтерских городов, и был услышан Господом. Начавшееся пробуждение, названное Уэльским, масштабы которого трудно вообразить – к Иисусу Христу приходили тысячи людей – охватило весь мир. Редкая доселе благодать была явлена в различных силах Духа Святого, в освобождении людей от власти сатаны. Только за полгода труда Э.Робертса покаялись и обратились к Богу 152 тыс. человек.

 

* * *

 

Образование американских церквей связано с открытием Колумбом Американского континента и началом Реформации. На протяжении последующих полутора веков тысячи колонистов из разных стран Европы отправились в Новый Свет. У одних колонистов были экономические причины, у других – религиозные. Христианские общины новых конфессий, которые породила Реформация, перебирались через Атлантический океан в надежде обрести свободу вероисповедания на новых землях. Англикане, пуритане, квакеры, баптисты, позже пресвитериане, моравские братья, методисты составили христианский мир Северной Америки.

 

Южная Америка фактически была канонической территорией Римско-католической церкви. Служение миссионеров протестантских миссий здесь началось лишь в XIX-XX вв., тогда же появились здесь и евангельские церкви.

 

Всем колонистам в американских колониях (штатах) была понятна необходимость соблюдать религиозную терпимость друг к другу. Англиканская церковь первоначально имела статус государственной церкви в некоторых штатах, но вскоре и англикане начали поддерживать полную свободу вероисповедания.

 

После того, как были построены молитвенные дома и возведены храмы, сформировано гражданское управление, главной заботой колонистов стало образование. Библия занимала первое место в программе образовательных учреждений ранней Америки. С 1636 г. стали основываться колледжи, некоторые из которых переросли в известные университеты.

 

С начала XVIII в. медленно, но повсеместно началось оживление жизни местных церквей, которое затем переросло в Великое пробуждение. Пробуждение началось под влиянием пиетизма в реформатских и пресвитерианских церквях. Джонатан Эдвардс (1703-1758) пастор конгрегационалистской церкви в штате Массачусетсе стал подчеркивать в своих проповедях необходимость осознания греха и Божьего прощения. Его знаменитая проповедь «Грешники в руках разгневанного Бога» приводила множество людей к сердечному раскаянию, к лучшему изменению образа жизни. Затем в Америку приехал известный проповедник-реформат того времени Джорж Уайтфильд, который был участником методисткого пробуждения в Англии. Находясь под вдохновением британского возрождения и деятельности Весли, Уайтфильд проявил себя плодотворным проповедником. На всем своем пути он оставлял за собой тысячи новообращенных, а в дальнейшем на тех же местах возрождение вспыхнуло с новой силой. Пробуждение в реформатских церквях перекинулось затем в среду англикан и баптистов. Количество церквей росло так быстро, что им уже не хватало священников. 40 тыс. христиан и 150 новых церквей добавилось к американскому христианству (при населении всех штатов 300 тыс. человек). С этого момента создаются американские миссии, начинается миссионерское служение среди индейцев, строятся дома для сирот, библейские университеты.

 

Не все христиане Америки поддержали пробуждение. Служители старшего возраста выступали против рукоположения на служение людей, не имеющих богословского образования, они не признавали странствующих проповедников и негодовали, когда последние называли их необращенными. Так возник раскол в пресвитерианских церквях на «старые огни» и «новые огни». «Новые огни» поддержали пробуждение и выдачу разрешений на рукоположение необученным христианам, которые имеют особый духовный дар заботы о новых церквях. Эти разногласия послужили поводом Д. Эдвардсу к написанию книги «Божья ли эта работа?», которая является всесторонним разъяснением признаков рождения свыше обращенного человека.

 

Американская революция побудила колонистов взяться за оружие в борьбе за свободу своих штатов. Это поставило большую проблему перед многими церквями. Квакеры, меннониты, моравские братья были в сердце своем патриотами, но они остались верными своим пацифистским убеждениям. Конгрегационалисты, баптисты, лютеране, католики и пресвитериане поддержали революцию с оружием в руках; англикане выступили на стороне английской армии. После победы революции, несмотря на отказ от вооруженной борьбы вышеуказанных конфессий, принятая Конституция гарантировала всем полную свободу религиозного исповедания. В некоторых штатах за активную поддержку военных действий конгрегационалисты получили господствующее положение, но через 40 лет их преимущественные права были аннулированы.

 

Американское христианство этой поры оказалось в бедственном положении. В стране стали распространяться деистические взгляды. Азартные игры, невежество, пороки и пьянство являли безотрадную картину послереволюционной жизни американцев. Многие церкви деградировали из-за отсутствия хороших пастырей. К концу XVIII в. только 10% населения страны были христианами. Но именно в это время пробудилась забота во многих христианах о своем духовном состоянии. Это движение охватило многие церкви и учебные заведения. При этом церкви осознали необходимость нести Евангельскую весть неверующим американцам, которые составляли 90% населения Штатов. Созданные миссии посылают своих миссионеров к поселенцам на новых землях. Евангельские проповеди под открытым небом стали привлекать тысячи переселенцев. Одна из таких компаний проходила в штате Кентукки и известна под названием «пробуждение в Кейн-Ридже». На эти собрания собирались до 15 тыс. человек. Многие приходили по религиозным соображениям, другие – чтобы развлечься и выпить. Некто из критиков пробуждения заявил, что в Кейн-Ридже столько же душ было зачато, сколько спасено. Во время проповеди одни люди плакали, другие безудержно смеялись, третьи тряслись, а некоторые лаяли как собаки. На призыв к покаянию откликнулось большинство присутствующих. Результат был ошеломляющим. Наибольшего роста своих церквей добились пресвитериане, баптисты, но более всех – методисты. Это массовое обращение людей ко Христу получило название Второго Великого пробуждения. Эпоха Второго пробуждения явила таких благословенных деятелей Евангелия, как Б. У. Стоуна (1772-1844.), С. Д. Финнея (1792-1875 ), Д. Л. Муди (1837-1899 ).

MudiДуайт Л.Муди родился в одном из сельских поселений Америки. В поисках удачи переехал в Чикаго с мечтою стать богатым человеком, но Господь предвидел для него нечто иное. Посещая занятия воскресной школы, Муди однажды искренне обратился ко Христу, и с этого момента все свое свободное время посвятил церковной работе. Он возглавляет миссию на окраине города, начинает говорить свои проповеди. Вскоре на этом месте родилась церковь в 1,5 тыс.человек. Муди оставляет свой бизнес и полностью отдается служению благовестия среди молодежи.

 

По поручению миссии Дуайт Муди начинает проводить свои служения в Англии. Евангельское слово, услышанное приходящими людьми, вызывало в их сердцах глубокое покаяние – люди плакали и каялись сотнями, а после собрания не хотели расходиться, желая слышать еще и еще об Иисусе Христе. Иногда, закончив свои собрания в одном городе и переехав в другой, Муди был вынужден вернуться назад – толпы людей приходили на место его прежних собраний, жаждав спасения. После чего благословенному труженику приходилось проповедовать еще несколько дней, ибо поток приходящих людей не ослабевал.

 

После успешного труда в Англии Муди стал проводить подобные собрания в больших общественных местах Соединенных Штатов. Эти собрания явились началом пробуждения среди городских жителей Америки. Проповеди Муди были просты и доступны всем людям, он описывал библейские сюжеты на понятном языке для каждого человека. Центральным местом его вести для людей была искупительная любовь Бога через Иисуса Христа. Божий евангелист ненавидел расколы в Церкви и не отдавал предпочтения ни одной из деноминаций. В день своей смерти Д. Муди сказал: «Это день моей коронации. Я всю жизнь ждал этого дня».

 

Результатом Второго Великого пробуждения было прекращение дуэлей в стране, пьянство и богохульство сменились праведным поведением американцев; была произведена тюремная реформа. С этого момента в американских церквях стали проводиться молитвенные собрания в середине недели. Зародились воскресные школы, которые стали неотъемлемой частью христианства, давая возможность обучать молодежь библейским истинам; созданы десятки миссионерских обществ, которые посылают своих миссионеров по всему миру. Для обеспечения миссионеров Библиями и другой литературой в 1816 г. организовано Американское библейское общество.

 

Христианство Америки приобрело три отличительные особенности: религиозный плюрализм, добровольность и активность. Из множества вероисповеданий Штатов ни одно не получило статуса государственной церкви и не обладало монопольным правом в политической сфере, что было настоящим религиозным плюрализмом. Выбор людей стать членами какой-либо церкви зависел исключительно от их желания и являл добровольность. Всем церквям была открыта широкая возможность для многоразличного труда на ниве Божьей. Требовались усилия не только отдельных служителей, но и участие многих рядовых христиан, преисполненных чувством ответственности. Вся церковь проявляла активность.

 

Новым Светом была названа Америка. Но не всегда новизна американских поселенцев и церквей была светом. Одним из первых печальных моментов христианства новой Англии была колониальная политика поселенцев. Издревле, христианам запрещалось делать своих братьев-христиан рабами. Исходя из этого затруднения, рабовладельцы просто-напросто не крестили своих рабов. В 1667 г. был принят закон, согласно которому крещение не изменяло статус раба. Так официальная религия выражала интересы власти имущих. Другим моментом был незаконный захват индейских земель. Присвоение чужих территорий, нечестная торговля, плохое отношение к индейцам были глубокими проблемами, которые часто игнорировались церковью. По этой причине обильные плоды труда первых миссионеров были полностью утеряны. Джон Элиот своим благовестием привел к вере (1670 г.) тысячи индейцев. Были построены «молитвенные города» жителями которых были христиане-индейцы. Население этих городов являло добродетельную жизнь, пользовалось хорошей репутацией. Затем вспыхнула война между индейцами и поселенцами. Судьба верующих индейцев в сумятице кровавой бойни была трагической. Индейцы-христиане не вступили в войну, но все равно остались под подозрением. Церковь не защитила их. «Молитвенные города» были разграблены, многих христиан свезли в резервацию. Других трусливым образом убили, остальные укрылись. После войны индейцы пристрастились к спиртному, и их больше не интересовали вопросы спасения.

 

Не обошлось и без «охоты на ведьм». В 1692 г. в Массачусетсе, на основании малоубедительных свидетельств детей, судили за колдовство и повесили 20 человек (14 женщин и 6-х мужчин). А зародившийся ку-клукс-клан (тайная расистская организация) направил свой фанатизм не только против чернокожих, но также против католиков и евреев. Члены этого союза считали, что Соединенные Штаты должны быть белой, протестантской и демократической страной

 

Мир протестантского согласия Соединенных Штатов был нарушен не только расовыми столкновениями, но расколами, ложными учениями и религиозными противостояниями.

 

В XIX в. более 4 млн. европейских католиков иммигрировали в Соединенные Штаты. В окружении «коренного» протестантского населения они проявили клановую замкнутость. К тому же многие протестанты не могли забыть притеснений и убийств со стороны Римской церкви в XVI и XVII веках. В обществе царило такое напряжение, что малейшей искры было достаточно для возникновения настоящего пожара войны. И такой искрой стал один проповедник, выступивший с серией резких антикатолических речей. После чего толпа в Бостоне вышла на улицу и сожгла монастырь урсулинок. Спустя несколько лет один католический священник публично сжег несколько экземпляров Библий, что вызвало взрыв негодования. В результате последовавших погромов были сожжены городские кварталы католиков с их храмами, произошли многочисленные убийства.

 

В среде англикан и конгреционалистов зародились мнения, отвергающие традиционное учение христианских церквей. Их высказывали те, кто считал пережитками прошлого учение о Троице. Эти люди вышли из своих церквей и создали новое движение унитариев («единственников»). Свое учение о совершенстве Божьей любви, и о том, что все получат спасение в конце веков, в Новую Англию принесли британские методисты. Сторонники такого богословия организовали новое движение – универсализм («всеохватывающий»). Универсализм не допускает учение о вечном осуждении, отрицает существование гиены огненной, так как такие понятия, по их убеждению, противоречат человеколюбию Бога.

 

Томас (отец) и Александр (его сын) Кэмпбеллы возглавили движение за объединение деноминаций американского христианства. Они призывали всех протестантов к единству через провозглашение Евангелие в его изначальной чистоте и простоте. Всеобщего отклика не последовало. В результате чего к 1906 г. образовалось еще одна новая деноминация Церковь Христа. Поместные общины этой конгрегации являются полностью независимыми и самоуправляемыми.

 

В 1830 г. Джозеф Смит опубликовал «Книгу Мормона» (название книги происходит от имени ангела – Морония, который якобы являлся Смиту). «Книга…» в библейском стиле рассказывает о людях, которые после неудачного строительства Вавилонской башни переселились в Америку. Затем среди переселенцев объявился воскресший Христос. Он повторил Нагорную проповедь, назначил священнослужителей, установил таинства причастия и крещения. Смиту удалось убедить сотни людей в том, что он – особый пророк, которому поручено утвердить истинную религию Бога и Христа вместе со святыми наших дней». Мормонов стали преследовать и особенно за установленную ими полигамию; у самого Смита было 22 жены и 56 детей. Вскоре Смита арестовали и лишили свободы, однако ворвавшаяся в тюрьму толпа убила его. Ныне мормоны насчитывают 5 млн. членов.

 

Баптистский проповедник Вильям Миллер, исследуя библейскую хронологию, подсчитал срок второго пришествия Христа, которое, по его мнению, должно было состояться 21 октября 1844 г. Тысячи христиан-американцев поверили в его рассуждения. И хотя ожидаемого пришествия не произошло, сторонники скорого пришествия Христа организовались в новую христианскую конфессию, получив название «Адвентисты седьмого дня». Ныне существует несколько различных групп адвентистов, но в целом их объединяет учение о соблюдении субботы, запрет на некоторую пищу, отрицание бессмертия души. Они считают, что после смерти душа человека погружается в сон, чтобы пробудиться в судный день и либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной.

 

Разойдясь во мнениях с адвентистами, один из их пасторов, Чарльз Рассел, основал в 1884 г. религиозную организацию, которая в дальнейшем получила название «Свидетели Иеговы». Учение иеговистов еще более отдалилось от общепринятых христианских истин. Иеговисты отрицают бессмертие души, не признают божественность Иисуса Христа и Духа Святого. Не верят в телесное воскресение Христа, учат, что второе пришествие Христа в этот мир уже имело место. Свидетели Иеговы выполнили «Новый Всемирный перевод» Нового Завета, в котором намеренно исказили многие истины канонической Библии.

 

Американка Мэри Бейкер-Эдди в 1870 г. стала практиковать «новую науку» и завоевала многих последователей. В своей «науке» она отрицала реальность материи, греха и болезни, считая, что они являются иллюзиями чувств. Приобрести радость и здоровье можно лишь путем избавления от подобных «смертных иллюзий», которые порождают в человеке «некий животный магнетизм». Многие люди, ищущие разрешения собственных проблем здоровья и благополучия, поверили этому учению, и в 1877 г. организация Мэри Б-Эдди стала называться «Обществом христианской науки». В 1900 г. «Христианская наука» имела более 200 тыс. последователей. Многие тяжелобольные приверженцы подобного метода исцеления скончались в тяжких мучениях только потому, что проповедники «Христианской науки» убедили их не обращаться к врачам.

 

Спиритизм, по-видимому, самая древняя религия на земле. Но спиритизм (лат. «дух», «душа») в его современном виде приобрел известность благодаря волшебству двух американок – сестер Фокс, которые в 1848 г. заявили, что им удалось вступить в контакт с духом одного убитого человека. Сестры начали проводить публичные сеансы, которые вскоре вызвали всеобщий интерес к спиритическим опытам. Сейчас в США более 200 спиритических «церквей» и организаций. Особую популярность спиритизм приобретает во времена войн. когда родственники убитых и пропавших без вести стремятся узнать об их судьбе. Большинство спиритистов считают себя католиками. Во всем мире несколько миллионов спиритистов, в Бразилии их более 3-х миллионов.

 

В одно время с возникновением мормонов, свидетелей Иеговы, «Христианской науки» и современного спиритизма в США возник еще один культ – теософия (греч. «мудрость Бога»). Основательницей теософии является русская аристократка Елена Блаватская, которая обосновалась в США, давая спиритические сеансы. В 1875 г. Е.Блаватская основала в Нью-Йорке «Теософское общество», центр которого вскоре переместился в Индию. Теософия основывается на многих религиозных системах, сильно напоминая древний зороастратизм. В глазах теософов все религии, в сущности, от одного Бога. По их мнению, молитва Кришне или Будде ничем не отличается от молитвы Богу-Отцу или Христу. Ангелы и люди не были созданы Богом, они появились в результате эволюции миров.

 

«Христианская наука» и теософия, спиритизм и сатанизм получили официальное признание в американском обществе. Проникли на страницы печати и прессы, стали достоянием многих людей. Вникая в суть подобных учений, люди думают, что приобретают познания, углубляют свою эрудицию, не замечая при этом, что их спасительная вера в Иисуса Христа теряется, умаляется и в конце концов просто перестает быть.

 

ИТОГИ:

 

  1. Реформация открыла дорогу благовествованию ко всем народам. К началу ХХ в. Церковь в действительности стала Вселенской – Евангелие услышали на всех континентах.
  2. Наряду с пробуждениями, охватившими весь мир, происходит отступление людей от Евангелия, растет число сторонников научного атеизма, зарождаются новые культы.

 1.6. Эпоха Реформации Западной церкви. Образование протестантских церквей. Контрреформация <=      => 1.8. Церковь XX в. Пятидесятническое движение. Мировые войны. Экуменизм. Состояние Церкви наших дней

no events

Сегодня событий нет

<< < Сентябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30