Two of the New Orleans Saints’ most vocal veteran leaders supported other players around the league for using their "platform" to shed light on inequality in America, though it's unclear if any Saints players will join in with the recent national anthem protests around the league.

Saints safety Kenny Vaccaro is one who might consider joining the likes of Colin Mark Ingram Jerseys Kaepernick, Marshawn Lynch and Michael Bennett in sitting or kneeling during the national anthem. Michael Thomas Jerseys Vaccaro has increasingly voiced his support for their cause on social media, saying this summer that he understands even more why Kaepernick felt the need to "wake people up" and that he appreciates where he is coming from as someone of mixed race.

"We need to use our platform to help our situation, not be quiet. Willie Snead Jerseys C'mon bro, it's bigger than football," Vaccaro wrote Monday.

However, outspoken players like Vaccaro and running back Mark Ingram also chose not to separate themselves from the rest of their teammates with individual displays last year -- which was partly why the team opted to come up with a powerful display Brandin Cooks Jerseys of unity with their rival Atlanta Falcons on ESPN’s "Monday Night Football" during Week 3 of last season. The teams joined hands in a circle on the middle of the field following the anthem in that game. Saints veteran offensive tackle and union representative Zach Strief said the team has not discussed whether any players might consider any form of anthem protests or displays of unity this summer. Strief said the anthem is not the forum he would use, but he strongly supports the message of players who are pushing for equality and praised them for using their platform to do so.

"I think the reality is we have a platform. And guys using the platform I think is good. Drew Brees Jerseys That's part of what makes this country great is the ability to use your situation for good," Strief said. "And guys have different feelings on what is good and what is bad and there's always gonna be disagreements in that. And again, that's what's great about America is you can have that disagreement.

Библиотека

2.7. Русская церковь при коммунистическом режиме. Атеизм. Состояние церкви наших дней

 

Уходил в историю 1917 год. На устах всех россиян было сладкое слово «свобода». Царская семья была арестована, дворяне и богатеи были разогнаны, рабочий класс во главе с большевиками стал у власти. Одним из первых законов советской власти был декрет об отделении церкви от государства. В соответствии с провозглашенным декретом православная церковь потеряла финансовую и политическую поддержку государства. Это был очень тяжелый удар по духовенству. Для других же российских религиозных групп была объявлена амнистия по всем религиозным делам, были сняты все религиозные ограничения. Упомянутый выше декрет содержал ясные и недвусмысленные положения, запрещающие любой вид преследований по религиозным мотивам, гарантируя полную свободу. Православные христиане были поставлены в равные условия с другими верующими.

Однако жизнь в России с каждым днем ухудшалась: надвигался голод, встали многие заводы, крестьяне прятали хлеб, армия рассыпалась, повсюду вспыхивали антибольшевистские выступления. Страна погружалась во мрак и хаос. Летом 1918 г. началась гражданская война, Россия покрылась сетью фронтов. Миллионы русских солдат нужно было кормить, одевать и вооружать – и это только для того, чтобы они убивали друг друга. Страна, захлебнувшаяся в 1917 г. от избытка свободы, очень скоро почувствовала жесткую хватку новой власти. В. И. Ленин все чаще и чаще подстегивал, напоминал, устраивал разносы за всякую медлительность и мягкотелость. Тон его телеграмм и распоряжений становится чрезвычайно жестоким и безжалостным. Например, Ленин телеграфирует в Пензу: «Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев, сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». Созданная Всероссийская Чрезвычайная комиссия получила по предложению Ленина права внесудебной расправы. Эти всесильные органы имели полномочия арестовывать, вести следствие, выносить приговоры и приводить их в исполнение. С 1917 по 1922 г. было расстреляно 1 млн. 800 тыс. человек.

TihonВ августе 1917 г. состоялся Первый Всероссийский поместный собор православной церкви, на котором было восстановлено патриаршество. На патриарший престол был избран митрополит Московский Тихон (1865-1925). Патриарх выступил против декрета об отделении церкви от государства, призвал народ к прекращению кровопролития. Далее Тихон предал анафеме большевиков и вместе с тем послал просфору и свое благословение в Екатеринбург отрекшемуся от престола императору Николаю II. После этого из Москвы последовала телеграмма о расстреле царской семьи; последний император, его жена и дети были расстреляны.

Таким образом, полностью сбылись предостережения В. Соловьева, к которым Николай II не прислушался в свое время. Многие религиозные люди России в недоумении задавали себе вопрос: «Как могло все это случиться? Куда делась позолота единого русского православного народа? Как могла в одночасье залить кровью всю страну гражданская война, если все были добрые православные? Неужели же все это смогла сделать лишь кучка «бесов»?». Во многом на эти вопросы ответом были слова одного красногвардейца, похвалявшегося сотоварищам своими убийствами. Когда же благонравный человек, слышавший рассказ распоясавшегося воина, остановил его гневным возмущением: «Замолчите! Неужели Вы никогда не ходили в храм и не слышали Евангелие?», то услышал ошеломляющий ответ: «Да разве нам в храме Евангеля читали? Нам только крышку его целовать подавали». В этих циничных словах был исчерпывающий ответ. Кто со сладострастием разрушал храмы, в которых крестили, отпускали грехи и венчали их, их отцов и дедов, - не сыны ли господствующей церкви? На поверке жизни оказалось недостаточно религиозного фанатизма с биением себя в грудь – «я православный!», когда подлинным богом была водка. А водка стала богом потому, что не было в душе Бога. Можно иметь все: традиции, историческую религию, обряды, национальную гордость, но не иметь христианского духа. Христианского духа во многих душах русских людей не оказалось.

 

В 1921 г. в стране был большой неурожай и случился страшный голод. Советская власть издала декрет об изъятии церковных ценностей и распродажи их в пользу голодающих. Патриарх Тихон категорически отказался признавать этот декрет и вскоре выпустил свое послание с призывом скрывать ценности. Эта позиция привела к печальным последствиям как для самого патриарха, так и для православной церкви. Церковь оказалась втянута в острейший конфликт с государством. Десятки тысяч православных священников были расстреляны. Вдобавок к репрессиям коммунисты сделали то, что никто другой не осмелился бы сделать – открыть все гробы со святыми мощами. Эти вскрытия проводились официально, в законном порядке. Не для надругательства, а чтобы подтвердить или отвергнуть утверждение православной веры. В каждом городе, где были церкви или монастыри с мощами, назначались специальные комитеты из епископов, священников, представителей народа, суда и милиции. Каждый гроб открывался священниками в присутствии епископа. После открытия в специальном протоколе описывалось содержание каждого гроба, под протоколом подписывались все присутствующие. Таков был приказ правительства. Каковы же были результаты? Во всех случаях были найдены предметы совершенно отличные от тех, во что верил народ и чему он поклонялся. Не было совершенно сохраненных тел Святых, а только кости. Когда открывали гробы, то люди были допущены в церкви, чтобы смогли убедиться во всем самостоятельно: все то, что считалось нетленным, поистине истлело. Чтобы избежать осуждения в обмане, некоторые священники рассказывали различные истории. Как, например, о том, что когда Святые увидели приближающихся атеистов – они изменили себя в мощах. Сами улетели на небо, оставив только кости.

 

В это время конфликта церкви и государства появился обновленческий раскол. Среди духовенства православной церкви появилась группа прогрессивных священников, которые назвали себя «обновленцами». Они стали в оппозицию патриарху Тихону. Коммунисты поддержали обновленцев, одобряя их действия неповиновения. Лидерами обновленцев были священники Красницкий и Введенский. Протоирей Введенский (впоследствии митрополит) имел большую популярность в обществе за удачные выступления в частых диспутах с материалистами и атеистами. Вопреки прямому запрещению патриарха, он один из первых сдал драгоценные предметы из своего храма на нужды голодающих. Когда советское правительство обратилось к гражданам с призывом о помощи, Введенский произнес перед своими прихожанами – питерцами горячую проповедь о муках голодающего народа и первый положил свой серебряный наперстный крест на блюдо «Помгола». Позицию Введенского разделяли многие священники, некоторые вошли в дружеские отношения с евангельскими христианами. Председатель Союза евангельских христиан Проханов обратился с воззванием к иерархам православной церкви, в котором было сказано, что евангельские христиане прощают своих православных преследователей и что наступило время для православных священников начать национальную евангельскую реформу. Это воззвание было отпечатано в количестве 100 тыс. экземпляров и разослано по всей России духовенству православной церкви.

 

Лидеры обновленцев явились к патриарху, который был под домашним арестом, и потребовали, чтобы Тихон отказался от своих полномочий за вину вовлечения церкви в конфликт с государством. После некоторого раздумья патриарх подписал резолюцию о временной передаче церковной власти одному из своих высших иерархов. Сторонники реформ образовали «Живую церковь». Реформа предполагала упрощение богослужения и его освобождение от языческих наслоений; переход с церковно-славянского на русский язык; вовлечение мирян в богослужение. Все наносное и формальное убиралось из церковной жизни. Введенский настаивал на ликвидации монашества, на введении женатого епископата, на разрешении духовенству вступать во второй брак. Он предлагал допустить выборы духовенства прихожанами, разрешить священникам носить светское платье, бриться, стричь волосы.

 

Вскоре Введенский разошелся во взглядах с Красницким, вышел из «Живой церкви» и возглавил «Древнеапостольскую церковь».

 

В 1923 г. прошел Второй поместный собор православной церкви. Три четверти его делегатов составляли обновленцы. Собор объявил о низложении патриарха Тихона и ликвидации патриаршества. Но Тихон обратился в Верховный суд с раскаянием, а затем через газету «Известия» призвал духовенство и верующих «являть примеры повиновения существующей гражданской власти в соответствии с заповедями Божиими». Это означало, что православная церковь отказывается от политики конфронтации с властями. Суд объявил об освобождении патриарха из-под ареста. Едва патриарх оказался на свободе, как сразу началось быстрое ослабление обновленцев. Тихон отменил все решения Второго поместного собора, а самих обновленцев предал проклятию и отлучению. Церковные иерархи стали возвращаться под власть патриарха. Сложилась поразительная ситуация: обновленцы занимали официальные руководящие посты, им принадлежало значительное число приходов, однако храмы их оставались пустыми. Обновленческие священники, в силу своей подчеркнутой светскости и отсутствия в них благостности, не имели большого авторитета. Самого Введенского, даже во время поста, можно было встретить на концертах и вечерах. Он любил общество дам, и галантно целовал им руки. Широкие массы верующих не пошли за обновленцами.

 

В 1925 г. умер патриарх Тихон, что послужило причиной быстрого разрастания смуты. Многие православные епархии объявили себя автокефальными. В центральном управлении царил полный разброд. Съезжаясь между собой, епископы объявляли главой церкви то того, то другого иерарха. В одно время существовало 13 патриарших местоблюстителей. Для православной церкви настали трудные времена разделений.

* Российская православная церковь за границей (РПЦЗ) организовалась в отдельную церковь в 1921г. на соборе в Югославии. Церковь находится в молитвенном и евхаристическом общении с РПЦ. С 1991г. началось активное создание приходов и епархий РПЦЗ в России.

** Истинно православная церковь (ИПЦ) возникла из числа приходов, не принявших большевистские убеждения. В 1927г. ИПЦ отмежевалась от Московской патриархии, перейдя на нелегальное положение. Условия существования были строгими: клятвенное обещание при вступлении в общину о неразглашении тайны церкви; члены общины знали только своего священника, священник – только своего епископа. Члены ИПЦ отказывались вступать в колхозы, служить в армии, участвовать в выборах. Ныне существует несколько течений ИПЦ.

*** Российская православная кафолическая церковь (РПКЦ) отличается от РПЦ в следующем: непризнанием Раскола 1054г.; восстановлением древнего служения диаконис; непризнанием обязательности храмового иконостаса и безбрачия высшего духовенства. В 1994г. создан и зарегистрирован Синод РПКЦ.

 

Для евангельских церквей с момента отделения церкви от государства наступил благоприятный период. Коммунисты знали, что при царском режиме сектанты были гонимы, приравнивали их к угнетенному сословию и старались воздержаться от политики преследования. В некоторых местах проповедники-евангелисты показывали удостоверения, выданные Советами, и им немедленно оказывалась помощь в аренде больших залов, в развешивании этих объявлений на улицах. В случае закрытия богослужения местной властью посылалась телеграмма в Москву. После чего приходило разрешение правительства и богослужение возобновлялось. Сам Ленин с Бонч-Бруевичем (экспертом по сектантам) относились к евангельским христианам очень дружелюбно и даже собирались сотрудничать с ними в деле построения социализма. Кроме того, правительство было заинтересовано в их успехе как дополнительном средстве борьбы с православной церковью, т.к. прирост евангельских церквей естественно происходил за счет бывших православных верующих. В 1919 г. даже вышел декрет, разрешающий евангельским христианам избирать альтернативную службу.

 

Многие лидеры евангелического движения подхватили идею христианского социализма. Они организовывали по всей стране сельскохозяйственные коммуны. У Проханова даже была мечта построить свой «Город Солнца» под названием Евангельск, который должен был стать образцовым городом братской любви. Его поддержали официальные власти и даже пообещали финансовую помощь. Однако все эти земные устроения некоего Царства Божьего ожидал крах. Мудрые пастыри понимали, что наступивший благоприятный период не может быть длительным при правителях-атеистах. И потому призывали к небесному труду, говоря: «Трудитесь, пока не настанет ночь».

 

Пробуждение в России началось в 1920 г. с момента возвращения военнопленных после Первой мировой войны. Около 2 млн. русских солдат были в плену на территории Германии и Австрии. Яков Крекер и Вальтер Жак успешно организовали миссионерский труд среди русских военнопленных: они основали миссию под названием «Свет на Востоке».

Kreker i Gak

Благовестники:

Я. Крекер (слева) и В. Жак (справа)

* Яков Крекер (1872 – 1948) родился в семье крестьян – немецких менонитов на Украине. Отец возлагал на своего первенца большие надежды, что Яков станет хорошим хозяином. Но мальчик на сенокосе случайно попал под косу. Вены и сухожилия левой ноги были перерезаны, Яков на всю жизнь остался хромым. Это обстоятельство послужило тому, что мальчик, уединяясь, очень много читал, успешно учился и много размышлял о Боге. Он стал учителем, преподавал в школе, но его сердце желало быть благовестником. Закончив семинарию, Яков был рукоположен на служение разъездного миссионера. Это служение он нес по всей России: проповедовал Евангелие, ободрял и утешал ссыльных братьев. Перед Первой мировой войной он с семьей переехал в Германию. В Германии стали появляться десятки тысяч русских военнопленных. Славянская миссия в Швеции организовала миссионерскую работу в лагерях, был приглашен и Я. Крекер. Вскоре была организована новая миссия «Свет на Востоке», и работа пошла плодотворнее. Созданная библейская школа подготовила из числа русских военных 2 тыс. проповедников, которые по возвращении в Россию активно включились в миссионерский труд. Яков Крекер всю жизнь имел слабое здоровье, часто болел, но он никогда не оставлял своего труда; временами Яков был настолько слаб, что терял сознание. Во время Второй мировой войны он укрывал евреев, за что гестапо намеревалось заключить его в концлагерь. Яков имел благословенную жену-помощницу; у них было 11 детей. Жили они скромно, в терпении переносили нужду, и Бог никогда не оставлял их.

 

В жизни есть закон человеческой природы. Если человек живет в благоприятных условиях, то его гордость и самодовольство позволяют ему быть независимым от Бога. Но во времена страданий и трудностей он начинает думать о Боге, начинает вопиять к Нему и молиться Ему. Война и революция принесли русскому народу нетолько страдания, но и осознание того, что трудно жить без Бога, и сердца многих инстинктивно начали искать Бога и приближаться к Нему. Таким образом, русский народ был готов к принятию Евангелия. Услышав Слово, люди принимали Благую весть с радостью и верили от всего сердца в собственное спасение. Евангельское слово звучало везде: в больших арендованных залах, в палатках и просто под открытым небом. После окончания собрания люди подходили к проповедующему со словами: «Мы хотим больше слышать о Евангелии». Миссионеры, посланные в сельские районы, не возвращались к определенному сроку, потому что шли и шли от деревни к деревне, а слушающих Благую весть не убывало. Один посланный проповедник так писал в свою церковь: «Братья, меня захватило Евангелие, оно берет меня и ведет из одной деревни в другую. Не знаю, когда это кончится и когда я смогу вернуться домой». Если к 1917 г. численность евангелического движения составляла около 180 тыс. человек (баптисты – более 130 тыс.; евангельские христиане – более 40 тыс.; адвентисты – около 7 тыс. человек). К началу же сталинских репрессий 1929 г. было около 630 тыс. христиан-евангелистов (баптисты – около 500 тыс.; евангельские христиане – около 100 тыс.; адвентисты – около 14 тыс.).

Schkola

Воскресная школа 1920-х, еще мирных дней.

 

В это же время в России зарождается пятидесятническое движение. Правда, первые христиане, крещеные Духом Святым, появились уже в 1913 г., в результате проповеди миссионеров Швеции и Финляндии. Принявших их учение называли «единственниками», ибо они отрицали ипостаси Сына и Св. Духа. Из-за этого заблуждения движение было слабым и малочисленным. Общины пятидесятников – единственников организовались в Союз евангельских христиан в Духе Апостолов. Во главе стали Смородинов Н. и Иванов А.

 

Центром зарождения нового движения стал юг Украины. Отсюда пятидесятническое движение разлилось по всей России. Проповедником был И. Е. Воронаев.

* Иван Ефимович Воронаев (1886 – 1942) родился в семье оренбургского казака Петра Черкасова, получив имя Никита. В 1904 г. Никиту Черкасова забирают в армию. Он служит в Туркестанском округе, где поступает в офицерскую школу. Однажды, посетив Ташкентскую баптистскую церковь, Никита уверовал и принял водное крещение. В том же году женился на христианке местной общины. Заявив об отказе брать оружие, оказался под следствием с обвинением – «штундист». Черкасова ожидал военный трибунал и каторга. Когда его вели под конвоем, он молился Богу и трижды услышал ясный голос: «Беги». Конвой отвлекся, и он сбежал. Прибыв к братьям баптистам, укрылся у них. Один из братьев в церкви, Иван Ефимович Воропаев, отдал ему паспорт, а для конспирации изменили одну букву. Так Никита Петрович стал Иваном Ефимовичем Воронаевым. Семья Воронаевых переправляется в Иркутск. Здесь Воронаев узнает о вынесенном ему смертном приговоре. Иван Ефимович вместе с семьей уезжает в Китай, затем в 1912 г. переправляется в США.

 

В Лос-Анджелесе он стал баптистским пастором, закончил библейский колледж в Беркли. В 1917 г. Воронаева назначили пастором церкви русских баптистов в Нью-Йорке. Через два года две христианки, крещеные Духом Святым, свидетельствуют в его церкви. Крещение Святым Духом принимает его дочь Вера, затем другая дочь и жена. Видя их перемену к лучшему, после тщательного исследования Писания, сам Иван Ефимович принимает крещение Святым Духом. Придя в церковь, он радостно сообщает своим братьям о происшедшем событии. Более двадцати баптистов просят Господа о излиянии Духа Святого и получают крещение. После этого всех, крещеных Духом Святым, попросили покинуть баптистскую церковь. Таким образом, Воронаев стал пресвитером первой пятидесятнической общины русских эмигрантов.

Voronaev i Koltovskiy 
Воронаев И.Е. (справа), Колтович В.Р. (слева).

В 1920 г. Воронаев И.Е. получает директивное пророчество ехать в Россию. К тому времени у Воронаева было 5 детей. В том же году Воронаев и Колтович В. Р. едут миссионерами от Восточно-Европейской миссии Ассамблей Божьей в Россию. Прибыв в Стамбул, Иван Ефимович проповедует русским эмигрантам. За полгода образовалась церковь до 200 человек, но Воронаев получает вторичное повеление от Бога: «Иди в Россию». Прямой путь в Россию из Турции был невозможен. Поэтому миссионеры вначале прибывают в Болгарию. Воронаев и Колтович снова проповедуют Евангелие с крещением Св. Духом. Было создано 18 церквей, а к 1935 г. в Болгарии было уже около 5 млн. пятидесятников.

В 1921 г. семьи Воронаева и Колтовича прибывают в Одессу. Здесь Иван Ефимович организовал первую пятидесятническую общину и был избран ее пресвитером. Вскоре новое движение стало распространяться по Украине, а затем в других местах. В 1924 г. на первом съезде христиан-пятидесятников был организован Союз Христиан Евангельской Веры с печатным изданием «Евангелист». Перед началом гонений в 1928 г. Воронаев в «Евангелисте» приводит данные о существовании 350 пятидесятнических общин численностью 17 тыс. человек.

 

Вторым местом зарождения пятидесятнического движения была Прибалтика. В 1919 г. в Польшу прибыл миссионер Воточно-Европейской миссии Густав Шмидт. С 1927 г. Шмидт начинает трудиться в Прибалтийских республиках (в то время не входящих в СССР); им издается журнал «Примиритель» для образовавшихся пятидесятнических общин. Движение распространилось не только в Прибалтике, но и в Белоруссии, на Украине и частью в России. В 1930г. шмидтовское направление состояло из 500 общин и 18 тыс. прихожан.

(* Название «пятидесятники» христиане, крещеные Духом Святым, получили по аналогии своего крещения с явлением, произошедшим на пятидесятый день по воскресении И. Христа. События описаны в книге «Деяния Апостолов»).

Шло время. Кто имел уши и услышал-пришел в церковь. Кто слышал и не отдал своего сердца Христу – ожесточился. Для руководителей евангелического движения начинается пора организационной работы по выработке вероучения и по сплочению церквей. Руководители евангельских христиан и баптистов стали подготавливать вопрос об объединении Союзов. Однако их слиянию серьезным препятствием служили следующие богословские разногласия:

1) следует ли совершать возложение рук на новокрещенного;

2) следует ли рукополагать пресвитеров и диаконов;

3) является ли совершение хлебопреломления исключительной прерогативой рукоположенного пресвитера.

Евангельские христиане считали все эти обряды необязательными, за что баптисты за глаза называли их Союз борделем. К тому же объединению мешала «мышиная возня»: многие баптистские лидеры боялись, что руководителем объединенного Союза станет Проханов, и будет проводить свою линию. Но самым большим разногласием оказалась проблема церковной дисциплины. У баптистов отлучение или выход из Союза регламентировался строгими правилами и инструкциями. Евангелисты имели более свободные и снисходительные требования по данному вопросу. А тут еще во многом данную несговорчивость обострили случаи ухода баптистов к пятидесятникам. Проханов, не проявив терпения, сказал, что он не умрет до тех пор, пока не сломит сопротивления Союза русских баптистов. После чего в 1925 г. баптисты объявили о полном разрыве с Союзом евангельских христиан, перечислив 80 пунктов разногласий в вероучении.

 

В конце 20-х годов советское правительство через ОГПУ оказало сильнейший нажим на руководство евангелического движения с целью отказа от христианского пацифизма. Под угрозой закрытия легальной деятельности баптисты, евангельские христиане и пятидесятники приняли постановление об обязательном участии христиан во всеобщей воинской повинности наравне со всеми гражданами. Что фактически являлось отступление от первоначальной веры на основании доброй совести, в угоду политике. Однако множество церквей указанных деноминаций отвергли это решение.

 

В отчете ОГПУ тех лет отмечалось: «Наиболее заметный рост сектантства в России начался со времени революции. Причины, способствующие развитию такового, заключались, главным образом, в предоставлении сектантам права на освобождение от военной службы по религиозным убеждениям, с него и нужно было начать работу по сектантству.

 

Приступив вплотную к этой работе и поставив себе задачей заставить сектантов признать для себя обязательной военную службу в Совроссии, необходимо лишить их единства организации и тем самым приостановить рост сектанства. Избрав для этого наиболее удобный и благоприятный случай – привлечение руководителя одной многочисленной секты Евангельских христиан Проханова за распространение антимилитаристского воззвания «Голос Востока» - нам удалось в процессе этого привлечения склонить его признать военную службу обязательной для евангелистов. С каковой целью он совместно с другими пятью видными Евангелистами и написал в этом духе послание. Этим был сделан первый сдвиг сектантов с антимилитаристской позиции… Евангелисты и баптисты военную службу Советской России признали для всех своих членов обязательной и тем самым произвели внутри себя раскол. Это явление, несомненно, послужит, прежде всего, прекращению роста сектантства и толкнет их к моральному разложению.

 

Все остальные секты, как-то: молокане, адвентисты и т.д., менее интересовали нас, ибо они малочисленны… но очередь, несомненно, дойдет и до них» (ЦПА).

 

У адвентистов по вопросу издания декларации о лояльности к правительству произошел раскол. Те, кто отказался подписать декларацию, получили название адвентистов-реформаторов – они подверглись гонениям. Руководил ими способный и мужественный Владимир Шелков. В 1979 г. власти предприняли попытку искоренить адвентистов-реформаторов, устроив на них самое жестокое гонение; 83-летнего Шелкова отправили в узы, где он и скончался.

 

Верными пацифизму остались меннониты. Церковь меннонитов приняла на себя столь сокрушительный удар, что от нее осталось только название. За 1923-29 гг. около 20 тыс. меннонитов эмигрировало в Канаду и Южную Америку. Большинство меннонитских семей состояло только из матерей и детей, отцы которых исчезли, когда они были еще совсем маленькими. Эти дети, пережив лихолетье и по 10 лет лагерей, почти не получили образования, так что образованный меннонит стал большой редкостью. Кроме того, на меннонитах долгое время стояло клеймо «немцев», «фашистов» (хотя их корни скорее голландские, чем немецкие). Их основной догматический принцип – отказ брать в руки оружие – выжигали из них каленым железом. В сороковые годы менонитские общины практически были истреблены под корень. Некоторым менонитам удалось укрыться «под зонтиком» зарегистрированных баптистов.

 

Однако компромисс христианского руководства с атеистическими властями не сохранил легальную жизнь евангелических союзов. Наступало время гонений.

 

Рост евангельских общин вызвал беспокойство у новой советской власти. Коммунистическая идея создания «нового человека» и социалистического благоденствия на земле, никак не могла уживаться с истиной уже рожденных во Христе новых людей, ожидающих Царства Небесного. В руководящих верхах стало созревать решение ликвидации всякой религии. Уже с 1923 г. советские органы начинают заключать в узы служителей и рядовых христиан за отказ от военной службы. В сентябре 1926 г. Антирелигиозной комиссией ЦК ВКП(б) был подготовлен для руководства секретный «Доклад о состоянии сектантства в СССР», в котором были сделаны далеко идущие выводы, что руководители сект в подавляющем большинстве настроены антисоветски. В газетах «Правда» и «Известия» стали писать, что «духовенство и сектанты разворачивают оголтелую пропаганду, поэтому не стоит обманываться, считая, что в церковь сейчас ходят старики и старушки. Религиозная пропаганда является одним из препятствий на пути строительства социализма».

 

В 1925 г. создается Лига воинствующих безбожников с целью массовой пропаганды атеизма. Руководителем Лиги стал Ярославский Е.М. (1878 – 1943); автор «Библии для верующих и неверующих», многих других брошюр и статей атеистического содержания. Он был яростным противником и гонителем христиан, несмотря на явную их благочестивую жизнь. Наверное, Ярославскому было «трудно идти против рожна», так как на смертном одре он умолял Сталина такими словами: «Сожги все мои книги! Смотри, вот он (?) здесь! Он ждет меня. Сожги все мои книги!»

 

Впоследствии атеистические агитики были усилены жесткими административными мерами. Началось многолетнее массированное наступление на Церковь. Всякая официальная религиозная жизнь в стране Советов перестала существовать.

VzrivВ 1929 г. был издан закон о религиозных культах. Запрещались все виды миссионерской деятельности, ограничивалась работа с детьми и молодежью в церквях. Священнослужителям запрещалось распространять свою деятельность за пределы своей общины. Предусматривался изощренный порядок регистрации общин, незарегистрированная религиозная деятельность запрещалась. Запрещалась материальная помощь членам общины. Христианские Союзы и их издания были закрыты. Началась массовая конфискация молитвенных домов. Взрыв Храма Христа Спасителя в Москве стал актом начала широкомасштабной войны против всякой религии. Репрессии ставили своей целью отправить в тюрьмы всех пресвитеров, а общины закрыть. Основные волны арестов пришлись на 1929-30, 1933-35 и 1937-38 гг. Руководитель евангельских христиан Проханов И.С. был выслан за границу, умер в изгнании. Полномочия Проханова перешли к Якову Жидкову, который стал послушным прислужником властей. Баптистские руководители Одинцов Н.В. и Павел Иванов-Клышников были отправлены в узы, где они и отошли в вечность. Семья Воронаевых также подвергается репрессиям. Ивана Ефимовича сажают в тюрьму; троих детей, родившихся еще в США, насильно депортируют из СССР, а троих, родившихся в России, оставляют с мамой. Но вскоре жена Воронаева была арестована и отправлена на 3 года в лагеря строго режима. Выйдя на свободу, Катерина Воронаева уезжает с оставшимися детьми за границу. Воронаев получает второй срок лагерей, откуда он уже не вернулся. В 1942 г. охранники затравили его собаками, а под конец мучений застрелили. Суды не справлялись. Поэтому по всей стране заработали внесудебные органы, называемые «тройками». Три человека за несколько минут выносили приговор обвиняемому вплоть до расстрела, и никто не мог изменить решение этих всесильных начальств. Многие пресвитеры христианских общин избежали ареста, уйдя в подполье, проводя тайные богослужения. В это время мужественные христианские миссионеры говорили пропагандистам-безбожникам: «Мы начинаем нашу работу там, где вы ее заканчиваете. Вы работаете в клубах и на собраниях, а мы на улице перед клубом и после собрания». В 1940 г. руководителю страны Сталину доложили итоги анкетных данных: было опрошено 68,5 млн. советских граждан, из них заявили, что веруют в Бога 31 млн. человек. Сталин понимал, что не все из опрошенных засвидетельствовали свои религиозные взгляды, и что репрессивные законы не достигли поставленной цели.

 

Наступили страшные сороковые годы военного лихолетия. Гитлеровские армии стремительно продвигались вглубь страны. Началась массовая мобилизация. Перед каждым христианином лично встал вопрос «Как быть?» Одни поступили по призыву своих наставников о необходимости проявить повиновение властям, которое одобряется Богом. Другие надели военную шинель в надежде, что Бог выйдет им навстречу и обеспечит место в санбате или обозе, позволив избегнуть, таким образом, необходимости стрелять в людей. Третьи с самого начала твердо заявили о своей христианской вере, что будут соблюдать заповедь Божью «Не убей» до конца. Военные трибуналы заработали во всю силу: упорствующих в неповиновении закону ссылали в лагеря, расстреливали.

 

Жизнь заключенных была и раньше несладкой, а с началом войны она стала еще более ужасной. На Севере, в Казахстане и Сибири существовали сотни лагерей. Режим в них был чрезвычайно суровый – это была настоящая каторга. Заключенные работали до полного истощения по 12-14 и даже 16 часов в сутки. Местные лагерные власти имели право наказывать и расстреливать заключенных без согласования с Москвой. В распоряжении коммунистической власти оказалась гигантская масса людей, сведенных сталинской системой до уровня настоящих рабов, труд которых широко использовался в экономике: строились великие каналы, в непроходимых местах прокладывались железные дороги, за полярным кругом воздвигались заводы, в немыслимых природных условиях добывались медная руда, золото, уголь, древесина.

 

На оккупированных территориях германские власти дали разрешение на религиозную жизнь. Православные и католики стали ремонтировать храмы и проводить службы, евангелисты возобновили свои богослужения. В 1942 г. евангельские христиане, баптисты и пятидесятники Белоруссии и Прибалтики объединились в Союз. Эти факты стали поводом к ограничению религиозных преследований со стороны коммунистов. В 1943 г. состоялась Тегеранская конференция трех руководителей союзных держав во Второй мировой войне: Сталина, Рузвельта и Черчеля. В результате принятой декларации союзники обещали открыть второй фронт на условии, что в СССР будут соблюдены права верующих и гражданские свободы, а также после разгрома Германии СССР объявит войну Японии. Это дало возможность официально (частично) восстановить деятельность церквей. Приостанавливается атеистическая пропаганда. Сталин приглашает на беседу митрополита Московского Сергия. В 1943 г. в Москве собрался архиерейский собор. Сергий был избран патриархом Московским. Открылись храмы в селах и городах. Воссоздались духовные семинарии, стал выходить «Журнал Московской патриархии».

 

Аналогичная работа была проведена и с лидерами евангелических общин. В 1944 г. на состоявшемся съезде два ранее существовавших союза – Союз евангельских христиан и Союз баптистов были объединены в один Союз христиан и баптистов с руководящим органом в лице Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) и печатным изданием «Братский вестник». Официально была восстановлена деятельность общин адвентистов. Ответственным лицом от адвентистов был пресвитер московской общины Г. А. Григорьев. По его ходатайству был восстановлен Совет общин АСД. Политическое руководство страны добилось своей цели – поддержки церкви и одобрения войны ею. Православная церковь организовала сбор денежных средств на производство танков и самолетов. В евангельских общинах ВСЕХБ организовал сбор средств на покупку санитарного самолета. Выпускались совместные обращения с указанием дней общей молитвы за победу над врагом. Меннониты и пятидесятники от вступления под крышу ВСЕХБ отказались, так как в руководстве Союза были люди, завербованные органами НКГБ. Через завербованных служителей осуществлялась политика отступления зарегистрированных общин от евангельского учения.

 

Закончилась война. Власти усилили давление на пятидесятников, баптистов и евангельских христиан Эстонии, Латвии и Белоруссии с целью присоединения к ВСЕХБ. Руководству этих общин напомнили о том, что они принимали религиозные свободы от оккупационных властей, что приравнивалось к предательству. Поэтому, чтобы избежать нового более жестокого гонения, в легальный Союз вошли баптисты, евангельские христиане Прибалтийских республик и пятидесятники всего Советского Союза. Это слияние получило название Августовского соглашения 1945 г. Условия вхождения в Союз для пятидесятников были жесткие: запрещалось говорение языками на общих молитвах, омовение ног, проповеди и учение о крещении Духом Святым.

Bidash
Бидаш А.И.
Karev i Zidkov
Карев и Жидков в теплом кабинете. 

Руководство ВСЕХБ рьяно приступило к ликвидации «шумовых эффектов» на богослужениях пятидесятнических общин. За период 1945-47 гг. на имя Афанасия Ивановича Бидаша – руководителя пятидесятников – поступил обильный поток жалоб от церквей и служителей о том, что эмиссары ВСЕХБ под угрозой отлучения от церкви (а самих пресвитеров – под угрозой снятия со служения) принуждают к отказу от учения Нового Завета. Бидаш созывает совещание служителей, не согласных с Августовским соглашением, на котором было намечено создание отдельного Союза. Здесь же на совещании руководители получили откровение Св. Духа: «Пойдете в узы». В 1948 г. в Днепродзержинске состоялся Съезд. Был принят итоговый документ «Догматы Христиан Веры Евангельской». Этот документ содержит 11 пунктов. В первом пункте говорится: «Мы, Христиане Веры Евангельской, признаем крещение Духом Святым со знамением иных языков…. Последний пункт заканчивался призывом: «Всем священнослужителям, вошедшим в Союз и вышедшим из него, срочно предлагается возобновить служение по закону Духа жизни, согласно Догматам ХВЕ». С этого момента появилось два направления пятидесятнического движения: регистрированные пятидесятнические общины, оставшиеся под властью ВСХЕБ, и независимые – последовавшие призыву епископа Афанасия Бидаша.

 

 

В 1947г. были принуждены к вхождению в ВСЕХ общины христиан в Духе Апостолов, а в 1963г. под крышей Союза укрылись некоторые общины меннонитов. При создании ВСЕХБ Сталин был уверен, что теперь через послушный ему орган Совета он будет иметь полный контроль над евангелическим движением. Однако выход из легального Союза пятидесятников показал просчет проводимой религиозной политики. Поэтому в 1948 г. власти начинают «закручивать гайки». Без всяких объяснений закрывается журнал «Братский вестник». Недовольных снова стали сажать в тюрьмы, а сроки сталинских репрессий были немалые – до 25 лет. Руководству ВСЕХБ фактически был предложен только один вид деятельности – миротворчество. Мнимые пастыри, не отставая от иерархов Московской патриархии, на весь мир трубили ложь, что в СССР верующие пользуются полной религиозной свободой, и что сведения о гонениях и репрессиях есть не что иное, как злой вымысел антисоветских элементов. ВСЕХБ стал проводить через регистрированные общины пропаганду патриотизма и любви к Советской родине. Совет так горячо увлекся предоставленным сценарием «миротворчества», что его руководители Карев и Орлов получили правительственные награды.

 

А что же происходило на самом деле? Вот несколько свидетельств репрессивной политики сталинской поры.

 

Большинство руководителей церквей и активных проповедников было арестовано. Во время допросов их подвергали жестоким пыткам. Епископу И. Славику во время допросов загоняли иглы под ногти, выбили передние зубы дулом пистолета. Некоторых исповедников ставили к стене для расстрела. Всем хотелось жить, но веру в Иисуса Христа мужественные братья ценили более земной жизни. Звучали выстрелы, пули ударялись в нескольких сантиметрах от головы (так имитировался расстрел), после чего растерянных людей избивали. Бесчисленное число раз подследственных изнуряли голодом, избивали, шантажировали.

Berezkin
Узник за Христа Березкин И.М. - Священник РПЦ 

В местах заключения верным христианам также не было покоя. Помимо неотступного голода и холода, они испытывали новые издевательства. Одних помещали в карцеры, где кишели клопы и крысы, так что заключенные не могли спать. Других одевали в ватный халат, выводили за пределы зоны и спускали на них собак. Некоторых обливали холодной водой на морозе, пока они не замерзли, превратившись в ледяную глыбу. Медицинской помощи практически не было никакой. У многих заключенных были отморожены пальцы. Невыносимые боли не давали спать по ночам, однако, этих страдальцев лагерное начальство считало трудоспособными. Так что некоторым приходилось самостоятельно делать операцию: омертвевшие фаланги пальцев (которые держались только на засохшей коже) они обрезали заточенным куском жести. В вечность уходили сотнями и тысячами.

 

Оставшимся на свободе женам было не менее трудно, чем их мужьям-узникам. В начале 1930-х годов в стране была введена карточная система. Карточек на продовольственные товары семьям служителей церквей не выдавали. Их называли «лишенцами». Время было очень тяжелое.

 

Вот как описывает эту пору Павел Матяш в своем рассказе «В годы минувшие».

«Мужчины брошены в тюрьмы. Многие расстреляны. Община верующих убывает с каждым днем. Кто-то успел раньше покинуть Вербивку в надежде на лучшее. Самосуды над христианами устраивали вместе с чекистами и сельские активисты – в прошлом люди православные – или их дети.

Прибытие «черного ворона» НКВД в дом Радченко не явилось для них неожиданностью. Их ждали.

- Ну, что, богомол, поедем на Соловки щи хлебать? – с порога бросил чекист.

- Если на то воля Божия, я готов, - ответил Пантелей.

- Воля сейчас наша! Не знаешь, что вашего брата уже не осталось на свободе? Все по тюрьмам да в земле сырой. Как твоя фамилия?

- Радченко…

Увозящий отца черный без окон автомобиль и звук его мотора останутся в памяти детей на всю жизнь. И началась для осиротевшей семьи Радченко жизнь тревожная, впроголодь. Точнее ее можно назвать борьбой за выживание.

На следующий день пришел комсомольский вожак и сказал Надежде с угрозой:

- Чтобы мы вас больше не видели на улице. Не должны вы дышать с нами одним воздухом. Тот, кому вы бьете лбы по ночам, пусть заботится о вас и кормит. За вами устанавливается комсомольский надзор…

Вскоре семья Радченко убедилась в серьезности угроз молодого человека. Едва девочка открыла калитку на улицу, чтобы погулять, как выбежавший ей навстречу сосед, нецензурно ругаясь, схватил ребенка и зашвырнул во двор. Для страха он пнул калитку с такой силой, что девочка забежала в хату. А десятилетнего Сашу после избил до крови обезумевшей подросток с улицы, когда тот, забывшись, вышел за ограду.

Переждав несколько дней, чтобы утихла ярость безбожников, Надежда пошла на соседнюю улицу купить хлеба в лавке. Неожиданно выбежали с палками и камнями комсомольцы и преградили ей путь. Они непременно избили бы ее, если бы среди них не оказалось одного паренька, семья которого раньше дружила с верующими. Под оскорбительные выкрики глумления юнцов Надежда возвратилась домой. Старшая из детей, двенадцатилетняя Маруся, старалась больше походить на маму. Она скоро почувствовала себя взрослой и никогда уже не вернулась к своим детским играм.

Так и жила Надежда с пятью детьми, не выходя из хаты, на долго ставшей им тюрьмой. Кто-то из местных верующих тайно приходил к хате ночью и оставлял у плетня торбу с мукой или сверток.»

 

Смерть Сталина принесла на короткие годы некоторую передышку. Осужденным на 25 лет срок был сокращен или заменен на 8 лет. Многие узники вернулись на труд в церкви. По всей стране прокатилась волна духовного пробуждения в церквях.

 

Возвратившийся из уз А.И. Бидаш собирает в 1956 г. несанкционированный властями Съезд служителей нерегистрированных пятидесятнических общин. Было провозглашено воссоздание самостоятельного Союза ХВЕ. Представители Советского правительства потребовали списки верующих, с целью убедиться в том, что пятидесятников вполне достаточно для создания самостоятельного их Союза. Не все верующие отважились указать свои фамилии и адреса. Некоторые пресвитеры были вынуждены в связи с этим указывать только общее количество верующих в поместных церквях, подтверждая это своей подписью. Разрешения на легализацию воссозданного Союза не последовало. Полученные властями списки были использованы КГБ для проведения репрессий против доверившихся им христиан. Все епископы Союза ХВЕ были сосланы в лагеря. На свободе остался единственный епископ братства, проживающий на территории Казахстана, И. Славик.

 

Наступали хрущевские гонения 1959-64 гг.

 

Еще в 1957 г. на конференции общества «Знание» были разработаны направления новой научно-атеистической пропаганды. Во главе стояли уже хорошо подготовленные в этом деле бывшие агитаторы «Лиги воинствующих безбожников». Общество начинает издавать ежемесячник «Наука и религия», а на Украине дополнительно еще одно издание «Воинствующий Атеист». Всего за время хрущевской антирелигиозной кампании обществом «Знание» было выпущено 355 издательских наименований по атеизму тиражом более 6 млн. Основная задача атеистов пропаганды сводилась к демонстрации несостоятельности религии на фоне достижений науки, несовместимости коммунистической и религиозной морали. В большом ходу была клевета, особенно по поводу «изуверских обычаев пятидесятников», под которыми понималось крещение Духом Святым и последующее говорение на иных языках. В 1959 г. в систему образования вводятся предметы, формирующие атеистическое мировоззрение.

 

Горечь начавшихся гонений для всех христиан еще была и в том, что религиозные уступки Сталина в военные годы не были закреплены законодательно, и закон о религиозных культах 1929 г. никто не отменял. Теперь же власти, разослав указания руководителям церквей, требовали выполнения существующего законодательства. Таким образом, государство вынуждало самих служителей церквей собственными руками проводить антирелигиозную политику. Уголовный кодекс был пополнен карающими за веру статьями, особенно ст. 22, предусматривающей лишение свободы до 5 лет за «подстрекательство» граждан к нарушению закона о религиозных культах.

Les

Так проходили лесные собрания гонимых христиан в советское время

 

Первый удар был нанесен по Православной церкви: из 22 тыс. православных храмов, действующими остались только 7,5 тыс., число клириков уменьшилось на 70%. Сорок монастырей было закрыто, монахи были разогнаны. С особой силой начались эпидемии арестов. Не прошли стороной репрессии и лояльных баптистов. Их молитвенные дома закрывались сотнями, недовольных отправляли в узы. Перепуганное руководство ВСЕХБ, не без указки госбезопасности, срочно переделывает свой Устав, который сами баптисты на местах назвали «антиевангельским». Устав запрещал: крещение лиц моложе 18 лет; занятия по изучению Библии; занятия хоров; декламацию стихов; встречи проповедников и руководителей церквей; оказание материальной помощи членам общины из общей казны; миссионерскую деятельность. Именно новый устав породил раскол в среде баптистов, вызвав новое течение «реформаторов-инициативников».

 

Около 80 тыс. богобоязненных христиан-баптистов решили выйти из состава легального Союза. После длительных переговоров Оргкомитета отделившихся общин с руководством ВСЕХБ стало ясно, что примирения не будет. Власти организовали одно из самых жестоких гонений на непослушные общины. Большинство из отделенных баптистов пошли в узы, а их семьи подверглись гонениям. Сотни мужественных детей Божьих были брошены в тюрьмы, многие были замучены без суда и следствия. Вот некоторые свидетельства этих преследований.

 

* Дом Николая Дейнеги был разрушен бульдозером по приказу местной администрации. Причиной всему был его отказ от тайного сотрудничества с органами КГБ. Через год после сноса дома честный христианин был убит на автобусной остановке. Жена и 8 детей остались без кормильца.

 

* Иван Библенко в 1975 г. выехал на богослужение в соседнюю церковь и домой не вернулся. Официальная версия смерти обосновывалась на несчастном случае – автомобильной катастрофе. В газете была опубликована статья, подробно описывающая эту трагедию. Чтобы создать в народе впечатление достоверности, были напечатаны адреса якобы пострадавших вместе с Библенко в аварии. В областном ГАИ дежурный офицер, внимательно просмотрев регистрационный журнал, сказал, обратившимся родственникам Библенко, что в этот день на указанном участке дороги аварий не было. Тогда верующие обратились в адресное бюро с просьбой указать местонахождение лиц, якобы пострадавших в той же аварии. «Не трудитесь, - ответила работница бюро, - таких улиц в городе нет, они существуют только в газетах». Оказалось, что Библенко был замучен в психиатрическом диспансере Кривого Рога. Молодая жена и четверо малюток потеряли мужа и отца.

 

* Жителей сибирского поселка в 1973 г. облетела жуткая весть: ссыльный сектант Иван Остапенко найден повешенным в помещении, где он работал истопником. Власти запретили отдавать гроб прибывшим родственникам. Родственники поехали в Москву, после чего взять тело разрешили. В родной церкви, где Остапенко был пресвитером, решили вскрыть гроб, но работники санэпидемстанции категорически запретили. Вокруг дома поставили охрану. Но родственники, невзирая ни на что, вскрыли гроб и осмотрели тело: кисти рук и ноги были в синяках, на виске была глубокая рана. Самоубийство, которое афишировали власти, оказалась жестоким убийством.

Xmara
Хмара Н.К.
Vins
Винс Г.П.

* Но самым жестоким убийством стала мученическая смерть Николая Хмары в застенках Славгородской тюрьмы. В семье Хмары было четверо братьев. На все православные праздники братья собирались за столом и гуляли. Однажды во время такого застолья один из них предложил прочитать Библию. Стали читать и ничего не поняли. Решили пойти к баптисту. Задали ему вопросы и получили ответы. После этого все четверо уверовали в И. Христа и крестились. В 1963 г. Николая забрали в тюрьму, а через несколько месяцев сообщили, что он умер. Как обычно власти вскрыть гроб не разрешили. Братьям, однако, удалось открыть гроб. Увидев тело, все ужаснулись. На руках были видны следы цепей, на кистях рук и на ногах следы ожогов, ногти на ногах и руках были вырваны. В области живота имелись зияющие раны, нанесенные раскаленным предметом. Когда сняли повязку, поддерживавшую подбородок убитого: оказалось, что у Хмары нет языка. Заключенные впоследствии рассказывали, что Николай до самого конца свидетельствовал о Христе, и за что его мучители вырвали ему язык. Применяли к страдальцу и методы психической обработки, делая ему инъекции для нарушения рассудка и воли.

 

После смерти Н. Хмары гонения пошли на убыль. Случившуюся передышку реформаторы использовали для объединения отделенных церквей. В 1965 г. лидеры инициативников Геннадий Крючков и Георгий Винс на Съезде объявили о создании Совета Церквей Евангелических Христиан-Баптистов (СЦЕХБ). Таким образом, у советских баптистов фактически стало два Союза. Руководство СЦЕХБ развернуло широкую подпольную религиозную деятельность. Была организована работа Совета христианских матерей для предотвращения практики государства – отрыва детей от верующих родителей. Созданный Совет родственников заключенных составлял подробные списки заключенных и пострадавших христиан, доводя их до сведения общин через «самиздатовский» бюллетень. Через «самиздат» печатались также Библии и Евангелия. Агенты органов безопасности так и не смогли выловить «самиздатовские» типографии. В 1970 г. руководители СЦЕХБ уходят в подполье, и власти объявляют на них розыск, как на уголовников. Наибольшее число заключенных в тюрьмах той поры составляли члены нерегистрированных баптистов и пятидесятников.

 

Размах антирелигиозной пропаганды остался прежним. Снова были тюрьмы и физическое притеснение. Сотни детей были отобраны у верующих родителей. Многие школьники не были переведены в старшие классы, не поступили в институты, потому что они были сектантами. Верующие лишались работы и за искусственное тунеядство подвергались административным взысканиям. Конфисковывались дома, срывались богослужения. Несчетное число христиан подвергалось травле и запугиванию, частым изматывающим арестам. Стариков и больных держали в тюрьмах в нарушение законодательства. Не допускалось производить церковное венчание. Устраивались ложные показательные судебные процессы, разглашалась состряпанная клевета во всех средствах массовой информации. Штрафы достигли колоссальной суммы 100 тыс. руб. в год. Уполномоченные КГБ при арестах христиан цинично говорили, что если бы не было атеистических гонений, то они остались бы без работы. «Гордитесь. Вы нас кормите», - откровенно насмехались следователи.

 

На многих предприятиях и в клубах проходили показательные товарищеские суды. Слышались отрепетированные доклады штатных ораторов об усилении борьбы с «оголтелыми верующими», которые якобы сбивают людей с правильного пути, не дают спокойно жить, сеют зло. Подрывают основы Советского строя и даже приносят в жертву собственных детей. «Судить! Повесить! Расстрелять!» - выкрикивали из зала комсомольские и партийные активисты. Подсудимые же сидели тихо и мирно, с сожалением, смотря на кипящих злобою своих преследователей. И тут же в себе молились о них: «Прости им, Господи. Не знают, что говорят». Много было верных детей Божьих. Но были и те, кто, дрогнув, пошли в регистрацию, пошли на отступление от Евангелия. Таких христиан и пастырей было мало, но они были. Именно из числа отступивших христиан сотрудники КГБ вербовали провокаторов, через которых разрушали евангельские церкви.

Ob'yavlenie

Заканчивая историю атеистических гонений в СССР, нельзя не отметить мужество и верность жен-христианок. Их любовь и верность, во-первых, своему Господу, а во-вторых, своим мужьям-узникам вызывали у верующих и неверующих людей изумление и восхищение. Неверующие мужья, отбывающие срок, часто получали от своих жен письма с укорами и уведомлением о разводе. У христиан было иначе. Их жены бесстрашно отправлялись в далекие лагеря, чтобы увидеть своих любимых, поддержать их лаской и ободриться совместной молитвой. Многие жены ездили в далекую Сибирь с малыми детьми, чтобы дети увидели своего отца. Для многих детей подобные встречи с отцом были единственными и последними. Некоторые жены-христианки сами претерпели тюрьмы и ссылки; умирали там, так и не вернувшись к своим детям. Были и такие, которые ютились со своими детьми в землянках, терпеливо ожидая своих мужей. Было голодно, холодно, было мало одежды и лекарств. Случалось несчастье – умирали маленькие дети. Как будто мало было такой беды, когда власти умышленно не выдавали справку о смерти ребенка, чтобы воздвигнуть безумное обвинение на убитую горем мать в том, что она якобы своего ребенка принесла в жертву. Как можно было устоять? Они молились и уповали на Господа. При рукоположении брата на служение в церкви очень часто рядом с мужем стояла и жена. Старшие братья молились за обоих, потому что все понимали, какой жизненный путь будет у них отныне.

 

Казалось, что этим трудным временам не будет конца. Но Бог определил предел этим гонениям. В пятидесятнических общинах, в местах заключения Дух Святой открывал Церкви, что грядут времена свободы, произойдет распад СССР, и люди смогут спокойно выезжать из страны и въезжать, будет свобода проповеди Евангелия. Претерпевшие скорби и еще находящиеся в узах мужественные дети Божии плакали от радости. Умом они не понимали – как это может быть, но они сильно желали этой свободы и верили пророческому слову.

 

Гонения не прекращались, но стали исчезать жестокость и озлобленность преследователей. Власти стали призывать свои комитеты к более корректному толкованию религиозного законодательства. Был объявлен негласный мораторий на клеветнические нападки атеистов в прессе. Умные люди, занимающие высокие должности, начинали видеть бесполезность преследований, и что правда находится на стороне гонимых. В одной из статей «Комсомольской правды» один откровенный атеист писал: «Ликвидация церквей не делает верующих атеистами». Несправедливые гонения привели к росту «религиозного подполья», что было нежелательным явлением для государства, которое панически боялось всего того, что не в силах оно было контролировать. Суровый режим плодил инакомыслящих, не менее изобретательных и упорных, чем их преследователи. За последние десятилетия гонений на Церковь советское общество не только не перешло от социализма к коммунизму, но напротив, стало откатываться назад. Коммунистическая пропаганда и воспитание масс, замешанные на лжи и клевете, принесли отрицательные плоды: все больше людей переставало верить в коммунизм, а с подрывом выдуманной веры рушилась и придуманная сплоченность народа.

Vosstanovlenie
Восстановление храма Христа Спасителя

Экономика страны продолжала развиваться по экстенсивному пути за счет экспорта нефти, газа и других природных ресурсов. Огромные вооруженные силы поглощали большую долю национального дохода. Сдерживание цен не давало людям изобилия товаров, напротив, везде существовали длинные очереди. Росло недовольство народа. В 1985 г. руководитель страны М.С. Горбачев начинает перестройку. С этого момента быстро вырастает политическая активность народа, формируются массовые национальные движения, пресса и телевидение обретают некоторую свободу. В августе 1991 г. реакционные силы в руководстве СССР предпринимают попытку государственного переворота, потерпевшую крах. Армия не стала в ряды заговорщиков, войска отказались стрелять в народ. В декабре 1991 г. руководители Белоруссии, России и Украины заявили о прекращении существования СССР и подписали Соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ). После распада СССР пал «железный занавес» вокруг страны, и наступила долгожданная свобода, о которой говорил Господь. У церквей появилась возможность легализации своей деятельности. Стали организовываться самостоятельные Союзы прежде гонимых общин пятидесятников, баптистов, адвентистов и меннонитов. По Указу Президента РФ последовала передача религиозным организациям культовых зданий и другого имущества, началось восстановление православных и католических храмов.

 

Церкви при коммунистическом режиме испытали не только гонения, но и разделения.

 

В 1960г. произошел раскол в Союзе адвентистов. Основной причиной разделения церкви АСД способствовал фактор: «Кто должен почитаться большим?» О, как, судя по-человечески, хочется, однажды добившись вершины власти, никогда не потерять ее! Здесь во многом сыграла общепринятая установка – «пожизненно». Иногда мы не можем отойти тихо – и тогда создаются проблемы на десятилетия, что и произошло в Совете ВСАСДа после 1955 года: новое руководство Союза не могло признать самовольно оставшийся центр из «старых», а самовольно созданный центр из «старых» не хотел признавать, как они выражались, навязанного властями переизбрания. Разделение становилось настолько ощутимым, что в самих общинах дело доходило до потасовок. Спустя 12 лет обе противоборствующие стороны собрались в Москве и приняли мудрое Обращение к церквям, в котором, в частности, говорилось «…Мы считаем, что во всем возникшем нет и не будет победителей и побежденных из людей никого. Победителем да будет во всем наш Господь Иисус Христос…

Мы … заявляем

1. ВСАСД с 12.12.1960 года органами государственной власти был упразднен, поэтому просим всех дорогих братьев и сестер нигде и ни при каких обстоятельствах не ссылаться на ВСАСД или его бывших сотрудников, а также на московских братьев и Московскую общину, ибо мы не представляем в настоящее время из себя никакого духовного центра…

3. Что касается самовольного распространения отдельными лицами среди верующих всяких писем, как с одной, так и с другой стороны, и брошюрок … в которых содержалась полемика, и искажались факты и истины, что еще больше увеличилось замешательство, то все эти брошюрки, книги и письма подлежат изъятию, уничтожению и поэтому забвению.

4. …По обстоятельствам, не зависящим от нас, каждая община АСД является автономной церковной организацией, руководимой Святым Духом и священнослужителями: пресвитером, диаконом, избранным общим собранием членов данной общины…

Мы также разъясняем, что по существующему положению, никакой проповедник или член общины не имеет права вмешиваться в дела других общин, если он на это не приглашен данной общиной.

5. Во избежание новых распрей и дальнейшего разделения советуем всем без исключения, которые были исключены по причине разделения, подать заявления в те общины, из которых исключены, о признании своей вины и желании присоединиться к народу Божьему. Просим проявить к таковым дух Христа и не чинить никаких препятствий, но принять их в члены на основании Слова Божьего…» («История Церкви христиан АСД в России», т.1 Д. Юнак, 2002). Это был исключительный шаг. Многим казалось, что это решение приведет к гибели Союза. Но жизнь показала другое: распри затихли, а в 1981 г. произошло объединение общин АСД.

 

В Союзе ХВЕ произошло разделение в связи с «Таллинским пробуждением». Пробуждение в Эстонии в конце 70-х годов пришло из Финляндии, где последователи Кетрин Кульман проповедовали Евангелие в силе Духа Святого. Массы народа хлынули в Таллин, где проходили молитвы за исцеление. Люди получали исцеление от неизлечимых болезней, расслабленные вставали, слепые прозревали, явные признаки уродства навсегда покидали людей. Радость была неописуемая. Но к Божьим деяниям примешались человеческие страсти и умствования. Руководителями зародившегося движения были недавно уверовавшие дети Божии. Старшие братья попытались терпеливо и снисходительно помочь им глубже осмыслить происходящее, но в большинстве случаев лидеры пробуждения решили идти своим путем. Таллинские служители, пренебрегая фундаментальными основами Священного Писания, утверждали, что не надо никакого учения, а нужны сила Духа Святого и любовь. Пробуждение привлекло внимание органов КГБ, последовал запрет проводить богослужения на русском языке, движение пошло на убыль. Таллиннская община пополнилась не только за счет новообращенных, но и за счет христиан, перешедших из различных деноминаций. Пастыри не организовали надлежащего обучения, чтобы здравое вероучение пустило глубокие корни; паства стала подвержена полностью всякому ветру учений. Появившееся вскоре харизматическое течение увлекло молодежь общины. Оставшиеся христиане разделились по разным церквям. В руководстве пятидесятнического Союза возникли разногласия по вопросам церковного устроения, знанию самой природы и действий Святого Духа. В 1985 г. произошел раскол. В 1992 г. прекратился раскол и в Союзе ХВЕ. Руководители разделенных пятидесятнических общин Белых В.И. и Федотов И.П. подали друг другу руку общения, были забыты прежние разногласия, раскол прекратился. Восстановленный Союз получил новое название «Объединенная Церковь Христиан Веры Евангельской» (ОЦХВЕ).

SvobodaСвободно славят Господа бывшие узники за Евангелие: Белых В.И.(слева), Федотов И.П., Мурза В.М.(справа), 1996г

 

Добрые перемены произошли и в других церквях.

В 1971г. на Поместном соборе РПЦ была снята анафема со старообрядцев. Сейчас общины староверов организованы в следующие церкви:

  • Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ);
  • Русская древлеправославная церковь (РДЦ);
  • Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ);
  • Московская община согласия христиан – старообрядцев (МОСХ-С).

 

Но в 1989г. из-за административных и финансовых конфликтов от РПЦ отделились более ста священников и приходов. Они объединились в Российскую православную свободную церковь. Сейчас РПСЦ находится в стадии формирования устойчивой структуры церкви.

 

Десятилетие религиозной свободы уходящего тысячелетия явилось пробуждением во всех церквях. Государство более не запрещало ни собраний, ни публичных евангелизационных мероприятий, ни строительства молитвенных домов. Евангельское слово звучало в залах и под открытым небом. Благодаря помощи зарубежных христианских миссий людям были розданы сотни тысяч Библий и Евангелий. Бывшие советские граждане с жаждой внимали Благую Весть. Сотни тысяч из них приняли веру и спасение, крестившись во имя И. Христа. Возникла острая необходимость в подготовке пастырей проповедников, учителей воскресных школ. Во всех местах СНГ стали организовываться богословские учебные заведения.

Krugok

Хочется верить, что эти юные ученики библейского кружка и их наставник не будут делить христиан на православных и сектантов.

 

Для живой церкви не бывает беззаботных дней, бывает лишь благоприятное время. Вот и сейчас для церкви наших дней Бог дал время благоприятное. Сколько продлится оно ведомо только Господу. Все церковные деноминации стараются более плодотворно использовать время религиозной свободы. Обсуждается возможность легализации церковной деятельности, реорганизуется структура управления общинами, уточняются и подтверждаются основные положения догматики. Догматика всякой церкви (баптистов, пятидесятников, адвентистов, меннонитов и др.) основывается на библейском учении. Но все-таки в их утверждениях существует разномыслие. Господь не желал этого, но Он не разрушил множество христианских исповеданий, позволив им жить и пребывать в общении с Ним. Нужно быть очень осторожными в утверждении, что только в определенной церкви христиане наследуют спасение. Пусть каждого хвалят дела, а не собственные уста. Беда многих догматиков в том, что они изучают Слово Божие не в свете Истины, а в свете традиций. История показывает, что подобные церкви приходят к застою живой жизни во Христе, Дух Святой оставляет их. Напротив, дух высокомерия, непримирения, недружелюбия поселяется там.

 

С догматическим выражением вероучения тесно связаны многие стороны повседневной жизни христианина и вопросы дисциплины. В «Догматике» некоторых церквей, например, запрещаются танцы, азартные игры, посещение театров и кино, курение и спиртные напитки. Конечно, все перечисленные деяния явно или косвенно противоречат христианской этике. Но пастыри должны вести борьбу с грехом в церкви не только одной мерой – отлучением. Апостольское учение об устроении Церкви предполагает увещание, конкретный запрет, ограничительные меры прав и свобод в церкви, испытательный срок, а затем отлучение. На самом же деле, в некоторых церквях случаи дисциплинарных мер случаются самые невероятные. От церкви отлучают за ношение галстука и драгоценностей, за прическу и джинсы, за наличие в доме телевизора, за некоторые виды производственных и служебных обязанностей (работа в милиции или в магазине с продажей сигарет и алкогольных напитков), за регистрацию гражданского брака и родившихся детей. А отлучил ли за это их Господь? Что говорит Писание?

 

Противоположной крайностью является безграничная плотская свобода в церквях. В нынешние дни жажда Слова Божьего ослабела в сердцах людей. Проповедники – модернисты пытаются сохранить бодрость духа на богослужениях не чистым евангельским словом и призывом к святости, а крикливостью своей проповеди, вычурностью приводимых примеров и сравнений, своей импозантностью. Пастыри подобных церквей позволяют обрамлять духовное пение не только поп-, но и рок-музыкой. Харизма оценивается не трепетом и благоговением, не духовной радостью свободного и любящего сердца, а высотой поднимающихся рук и подпрыгиваний, гулкостью прихлопывания и притопывания, выкриками восторгов. Христианкам позволяется приходить на поклонение Господу с распущенными волосами, в неприличной одежде, заставляя обращать взоры рядом стоящих людей на обтянутую джинсами фигуру, на короткие юбки и низкие декольте. И все это оправдывается допустимой (?) христианской свободой, потеряв которую, якобы церковь потеряет людей и особенно молодежь.

 

В наши дни успешно разрешаются случающиеся противоречия в понятии независимости поместной церкви. Новый Завет указывает, что при апостолах в каждом городе церковь организационно была независима. Апостолы направляли церквям не приказы, а послания. Цель исторического принципа сохранения свободы поместной церкви состоит в том, чтобы не допустить разрастания церковной иерархии. Но для осуществления задачи распространения Евангелия, для необходимых воспитания и обучения членов церкви нужны братские связи. Для этого церкви объединяются в Союзы, во главе которых стоят выборные координационные Советы. В 1999г руководители трех российских пятидесятнических Союзов - Союза ХВЕ – пятидесятников, Российского объединенного союза ХВЕ и Российской Ассоциаций миссий ХВЕ объединились в Координационный совет пятидесятнического движения России. Совет призван координировать возникающее вероучительные и практические вопросы. На сегодняшний день пятидесятники (более 2,9 тыс. общин) являются наиболее динамичной и растущей протестантской деноминацией.

 

*Российская Ассоциация миссий ХВЕ (РАМХВЕ) с 1992г. существует при ОЦХВЕ. Задачи Ассоциации – сохранить за церквями права и свободы без государственной регистрации.РАМХВЕ объединяет более 400 церквей и 70 миссий. Члены общин этой организации принадлежат к «традиционным» пятидесятникам. Вероучение строится на обращении от мертвых дел, освящении и достижении любви. Члены общин омывают ноги во время каждой евхаристии. Крещение Святым Духом с последующим говорением на иных языках считается несомненным евангельским учением.

 

** Союз ХВЕ – пятидесятников (СХВЕ – П) организовался в 1991г. из числа общин ранее входящих в ВСЕХБ. Союз объединяет около 1,5 тыс. церквей численностью более 300 тыс. верующих. После 1997г. в Союз вошли независимые харизматические группы, нуждающиеся в регистрации. Возникли разногласия между «традиционными» пятидесятниками и харизматами. Ныне ядром СХВЕ-П стали «умеренные» пятидесятники. Они допускают «новые формы служения», широко используют рок музыку во время богослужений, омывают ноги один раз в год перед Пасхой. «Умеренные» не признают частого проявления духовных даров на сценах и учения «о процветании». Молодые христиане не относят себя к историческим направлениям (воронаевцы, шмидтовцы), не соблюдают омовения ног.

 

*** Российский объединенный Союз ХВЕ (РОСХВЕ) организовался в 1995г. Союз объединяет более 1 тыс. церквей. С самого начала руководство Союза взяло курс на сотрудничество и терпимое отношение к молодым общинам. Программа Союза придерживается активной социальной позиции. Служение в армии и защита отечества; вопросы культуры; участие в общественных компаниях; биомедицинская этика и экология и т.д. «Политика затрагивает всю жизнь человека, и мы не можем оставаться от нее в стороне. – Заявляет руководство Союза. – От государства отделена Церковь, а не люди».

 

В 2002г. учрежден Консультативный совет глав протестантских церквей России (КСГПЦР) . В него вошли РОСХВЕ, Союз ХВЕ – пятидесятников, РСЕХ- баптистов, Западно – Российский союз церкви христиан – АСД. Эти союзы объединяют 85% всех российских протестантов. Цель создания Консультативного совета - приобрести политический вес в диалоге с властью и другими конфессиями.

 

Возможному авторитаризму в церквях противостоит равенство всех членов церкви, которое подразумевает всеобщее священство верующих, оно, по учению апостольскому, не допускает никакое человеческое посредничество между Богом и христианином. Для управления церквями во главу поставляются епископы, пресвитеры и диаконы. При поставлении пастыря учитывается согласие церкви. Избранному и рукоположенному пастырю вверяется управление, но не господство.

 

Помимо вопросов догматического характера, перед церквями времени религиозной свободы остро обозначилась тенденция к обмирщению. Евангельское предупреждение «… попечения о плоти не превращайте в похоти» многими христианами сейчас игнорируется. Современная планка жизненного уровня заставляет людей считать необходимостью в доме не только пищу и одежду, но и видеотехнику, компьютер, последние модели бытовой техники, автомобиль. Как быть? Вывод: больше работать, дольше работать. И все равно большинство христиан этого не достигают. Тогда у них находится следующая возможность – переехать на жительство за рубеж. Таким образом, христиане забывают, что человеческое «достаточно» – это всегда немного больше, чем у него есть. А попав во власть ненасытимости (Притчи гл.30) и ее дочерей: «Давай, давай», христиане не могут уже поставить духовные интересы выше плотских. Иные занимаются прямым ростовщичеством, отдавая деньги под проценты христианам, забыв, что Господь есть мститель за подобное корыстолюбие.

 

Некоторые пастыри также заразились коммерческим духом. Они всеми путями стараются приобрести деньги. Одни из них, проявляя человекоугодничество, заискивают перед зарубежными учителями и спонсорами. Получив от них помощь, они допускают незнакомых проповедников в свои церкви для обучения и наставления паствы. После чего очень часто приходится пожинать горькие плоды. Другие становятся организаторами и руководителями коммерческих предприятий, ведя всю финансовую и организационную их деятельность. Времени для попечительства же народа Божьего у пастырей-коммерсантов остается мало. А ведь апостолы первой церкви даже заботу о столах для пожилых женщин передали диаконам, сказав: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». Конечно же, у многих таких руководителей добрые намерения – обогатить церковь: построить молитвенные дома, приобрести печатные издания, обеспечить миссионерскую работу. Но оправдает ли цель средства, неугодные Господу? Лень и христианская пассивность не могут быть оправданы. Однако и те, кто напоминает нам Марфу, которая прежде не сидит и не размышляет у ног Христа как Мария, а пребывает в суетных заботах, мало успеют. Но это покажет время.

 

В целом евангельские церкви вступили в новое тысячелетие, имея обильную благодать своего Господа. Каждый христианин имеет Библию. Имеется возможность получить богословское образование. Организовано обучение служителей. Работают воскресные школы для детей. Служения в общинах самые различные: обычные собрания, молодежные встречи, молитвенные группы, занятия по изучению Писаний, хоровое пение и прочее. Однако церквям сейчас недостает ревности о силе Божьей, о полноте духовных дарований Духа Святого. Современные христиане перестают верить, что Дух Господа может почивать и ныне на избранных, из числа любящих Иисуса Христа, чтобы больные исцелялись, бесы изгонялись, пленные освобождались и измученные выпускались на свободу.

 

Русское христианство наших дней имеет еще одну немаловажную, застарелую проблему – понятие господствующей церкви. Не все иерархи православной церкви признают религиозную свободу и веротерпимость, гарантированные Российской Конституцией. Они выступают противниками строительства молитвенных домов и предоставления СМИ евангельским проповедникам. Некоторые лидеры евангельских церквей также выказывают обратное недружелюбие; и попусти их Господь стать во главе господствующего исповедания, кто знает, - не повторилась ли бы история гонений инакомыслящих. Господь призывает нас к мирному сосуществованию, и если уж не любить друг друга, то хотя бы проявлять почтительность. Протоиерей православной церкви Александр Мень когда-то сказал: «Твердо держась за предание своей церкви, мы не должны презирать и уничижать других, ибо все это земное, человеческое, а в глазах Божиих – все мы Его дети, искупленные кровью Христовой». Разве не справедливы эти слова?

 

Несмотря на большие предпосылки развития демократического общества в России, существует опасность религиозных притеснений евангельских церквей. И причина этой опасности не в православной вере, а в православной идеологии. «Если Вера вообще, православная или неправославная, есть понятие сокровенное, глубоко внутреннее, личностное, устремляющееся по вертикали от души к Господу, то идеология, опять же православная или нет, есть претензия на господство по горизонтали» (А. Булгаков). Вот в этой идеологии и просматривается сегодняшняя тень Великого инквизитора. Еще не было августа 1991 г., а некоторые политики уже хорошо знали, что на смену СССР придет Россия и что коммунистическую идеологию нужно будет поменять на православную. Поэтому мы видим сейчас наших политиков не под красными знаменами, а под образами со свечками в руках. Телевизионные ведущие нас уведомляют, что, к примеру, завтра православный праздник Пасха, как будто Пасха – это праздник православных, а не всех христиан. Так воспитывается в народе психологическое противопоставление: православные – они есть, и о них упоминают, а других христиан как бы и нет; а если и есть, то кто их знает, в какого они Бога веруют. В 1997 г. был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который сразу же назвали законом о несвободе совести, ибо он поддерживает только один авторитет веры – православия. В большинстве официальных государственных документов и печатных изданий только одна ветвь русского христианства называется церковью, все остальные – сектами. В Министерстве здравоохранения в лечебной практике введено понятие «психоз с бредом псевдорелигиозного характера». Случающиеся подобные больные отнесены только к сектантам, и ни в коей мере не к православным. Для исправления этих людей Минздрав предусматривает духовно-педагогическое лечение, организованное совместно с Московской патриархией. В периодической печати РПЦ обсуждается вопрос о создании в России Православной партии. «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?… Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас»
(К Римлянам, гл. 8).

Alexiy

Патриарх Алексий II на торжестве в честь 100-летия

прославления Серафима Саровского в обращении

к президенту Р.Ф. Путину В.В. сказал:

«Соработничество церкви и государства является

залогом духовной целостности России».  

Пусть будет так , но да не повторится история

притеснений .

Российские христиане верят в Божье благославение России. Одна из первостепенных задач всех – это построение толерантного многоконфессионального общества, восстановление нравственных и духовных ценностей россиан. Сегодня в России живут около 1млн. протестантов, которые готовы служить Господу, трудиться в своей стране. Мир на Россию.

2.6. Реформы Александра II. Евангелическое движение в России. Диктат православия; гонения евангельских христиан до 1917 года <=         => Заключение. Статистика. Литература

no events

Сегодня событий нет

<< < Сентябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 28 29
30