Св. Евангелие от Матфея 6:23
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
На эту тему у Максима Максимова есть интересная проповедь. Даже две.
В одной он говорит как раз о том, что мы видим.
И приводит в пример мировую рекордсменку - первую женщину переплывшую Ла-Манш. Когда она делала это в первый раз, на середине пути спустился густой туман, так что она перестала видеть противоположный берег, т.е. цель куда плыть. И хоть плыла прямо и не сбилась, и физических сил вполне хватило бы, но из-за отсутствия видимой цели, она всё же была дезориентирована. Ей бы просто плыть прямо, но мешкание, излишнее волнение ... вобщем она подняла руку, что было сигналом к тому, чтобы к ней подплыла спасательная лодка. Когда через какое-то время она предприняла вторую попытку, погода была ясная и цель была достигнута.
Так и мы, если вдруг теряем из видимости цель - царство Божие, а вместо этого начинаем видеть что-то другое, как то - церковь, людей, служителей, их недостатки, проблемы и т.п. то и не может продолжать идти. Уходят силы, слабеет вера в то, что правильно двигаемся...
Так же не верно можно видеть не только окружающую обстановку, но и самого себя:
- Ты кто?
- Тракторист.
- Кто тебе сказал?
- Жена (начальник, я сам знаю)
- Ты, царственное священство, взятый в удел!
В другой о том, как мы видим других. Какими глазами смотрим на них.
Гедеон - мы видим труса, который прятался. Да он и сам не отрицает этого. Считает себя самым маленьким в самом маленьком племени, оставленном Богом. А как видит его Бог? "Муж сильный", говорит Он ему. "Иди, и силою твоею спаси Израиля"
Женщина из Самарии, встретившая Иисуса у колодца. Какой мы видим её? Блудница, негодная женщина, выдающая себя за нормальную. Но как смотрит на неё Иисус? Укоряет ли? Обличает ли, говоря покайся грешница? Или просто отворачивается, хотябы потому, что иудеи с самарянами не общаются? Напротив. Он обращается к ней с просьбой. (Представьте себе, что министр имея много власти, перед которым открыты все двери обращается с просьбой к нищему в переходе, что бы тот оказал ему услугу. Кажется невообразимым). Да, он наверно смущает или даже повергает её в шок, когда показывает, что знает о ней правду. Но опять же, когда казалось бы её некуда деваться и можно было бы смело заявить: вот видишь какя ты... Вместо этого он дает ей откровение. Не пророку, не апостолу, а казалось бы негодной женщине. Говорит с ней о поклонении в духе и истине, о великом.
Закхей - мытарь. Люди роптали, когда Иисус пошел в дом к нему, потому как видели в нем только грешника. Но Иисус видел иначе. Он не осуждал его, ничего не говорил. Но один только Его взгляд. То, что Он смотрел не на грешника, а на творение Бога, какие перемены производит в сердце Закхея! Один взгляд - и человек осознает себя и кается.
В казалось бы негодных людях Бог видит царственное священство, а "протухших, испорченных" называет солью земли.
К сожаленью не всегда мы имеем глаза Христа и способны видеть в человеке не то, что он казалось бы собой являет.
А между тем, вовсе необязательно "капать на мозги" твердя кому-то: покайся, ты грешник, ты делаешь то-то и то-то... Порой достаточно просто посмотреть на человека другими глазами. Увидеть в нем дитя Божие и относиться к нему (во всем, в разговоре, в поведении, в обращении) именно так, почитая даже выше себя.